Национальный музей Китая основан в 1959 году, расположен на площади Тяньаньмэнь. Один из самых посещаемых в мире, в 2017 году в нем побывало 7,5 миллиона человек. Насчитал в 2018 году 8 миллионов посетителей, но уступил первенство Лувру на 100 тысяч. Козырем китайского хранилища выступает интерес собственного огромного населения, подкрепленный иностранцами.
Здание изначально строилось музейным, напротив — такое же, для Всекитайского собрания народных представителей. Южнее, посередине площади — мавзолей Мао Цзэдуна, вождя коммунистов, почитаемого китайцами на фоне официального атеизма страны. Площадь словно продолжает к югу древнюю резиденцию китайских императоров, недоступную ранее простым смертным. Недалеко и религиозные святыни древности, где владыки молились за благоприятные климатические условия для земледелия.
Национальный музей Китая как сокровищница истории
Посетителей притягивают крупнейшая площадь, самый большой дворцовый комплекс Запретный город и несравненная реликвия — Храм Неба. В каждой категории это рекордсмены среди мировых аналогов, Национальный музей Китая их дополняет. Первостепенным хитом является огромное количество ценнейших древних экспонатов, иллюстрирующих историю и культуру самобытной страны. Показательным фактом явилось объединение в 2003 году музеев революции и истории. Ранее они существовали автономно, хотя находились в одном здании.
Уже своим вестибюлем Национальный музей Китая если не подавляет, то демонстрирует величие, прежде всего — страны. Живописные полотна огромных размеров, таковы же фото наиболее примечательных экспонатов. Потолочное перекрытие выполнено с повторяющимися кессонами ступенчатой формы, облегчая конструкцию и обеспечивая декоративность. Как конструктивные элементы здания, так и внутренняя отделка выполнена из долговечных материалов, рассчитанных на многие поколения.
Полы из мраморных плит отполированы до зеркального состояния, полностью отражают весь интерьер. Лаконично и монументально выглядят лестницы на верхние этажи, символизирующие вечное, постоянное и неуклонное совершенствование. В вестибюле выставлены самые примечательные, броские внешне экспонаты. Множество сувенирных киосков, активная продажа полиграфической продукции, в том числе освещающей Национальный музей Китая. Верхние этажи посвящены более современной истории, древняя – в подземном ярусе.
Знающие об устройстве экспозиции сразу устремляются на подземный этаж, где встречают крупные иероглифы с английской строчкой – Древний Китай. Национальный музей Китая бесплатен для посещения, но только один раз в сутки. Это обеспечивается регистрацией посетителей по паспортам, дополняющей неоднократные проверки на детекторах металлов еще до входа в здание. При входе возможен и непосредственный обыск сотрудниками безопасности, сдача на хранение (или в урну) запрещенных предметов.
Подземный вестибюль оформлен иначе парадного, словно подчеркивая переход к древности. Настенное подсвеченное табло напоминает об исторической хронологии древнейшей страны, отсчитывающей четвертое тысячелетие. Некоторые посетители выжидают здесь прохождения организованных групп с экскурсоводами на понятном им языке. Самостоятельно осматривающим экспозицию направление осмотра подсказывают светящиеся указатели, вмонтированные прямо в половое покрытие.
Начинаем с палеонтологии и археологии
Территория нынешней Китайской Народной Республики в древности была одной из колыбелей человечества. Проживавшие на этой территории предки человека получили название по месту находки – синантропами (производное от английского названия страны). Впечатляющая часть музейной экспозиции – крупная и красочная инсталляция жизни первобытных людей. Оригинально оформленную сценку предусмотрительно оградили, запрещая подход вплотную. Бронзовую статую наличие письменного предупреждения с запретом прикосновений от них не уберегло.
Неистребимая привычки натирать до блеска отдельные части металлических скульптур разошлась по всему миру. Не трогая самого охотника и добычу, посетители явно не оставляют своим пристальным вниманием его орудие. Многие находки палеонтологических исследований представляет Национальный музей Китая в своей экспозиции, они пользуются популярностью. Особенный интерес к своей истории проявляют сами жители Поднебесной, пояснения гида выслушиваются очень внимательно и сосредоточенно.
Натуральные останки далеких предков укрыты кожухом из небьющегося стекла, предохраняющим от любителей сувениров. Возможно, и микроклимат под укрытием поддерживается особый, чтобы древние кости не портились. Выполненные в единой стилистике демонстрационные стенды и витрины содержат вещественные экспонаты, описания и дополнительную информацию. От быта древнейших обитателей экспозиция переходит к традиционным временным отрезкам (на них китайцы делили длительную историю страны) отражает Национальный музей Китая.
Древнейшая хронология Китая
Уходящие в глубокую древность периоды истории обозначены на перегородках по-английски, рядом с иероглифами. Двадцать первый век, но до нашей эры, стал временем первого подобия государства в Китае. Союз племен Ся существовал несколько веков, пока не определился лидер, династия Шан. Сменившие ее правители Западного Чжоу держали первенство до 771-го года до нашей эры. Впереди было зарождение конфуцианства, основанного на трудах министра двора этого царства, до сих пор – стержень китайского мировоззрения.
Древние китайцы владели литейным производством из бронзы, в середине первого тысячелетия до нашей эры плавили чугун. Жертвенники на ножках, или емкости Дин, отливались весом до тонны. Национальный музей Китая демонстрирует множество этих изделий, отражающих историю металлургического производства. Не теряло популярности искусство обработки камня, особенно полудрагоценного нефрита. Этот минерал здесь ценился дороже драгоценных металлов благодаря рекордной ударной вязкости. Он подходил и для орудий, и для украшений.
Подборку фото древних статуэток публикуем без комментариев, ими до сих пор только восхищаются. Имея очевидное древнейшее происхождение, изделия словно обрели бессмертие и существуют уже вне времени. В сочетании с конфуцианскими ценностями и добродетелями эти вещицы олицетворяют историю нации, цементируют ее единство. Китайцы не переоценивают собственное прошлое в угоду меняющимся ценностям, принимая его таким, каким состоялось. Периоды достаточно условны, названы порой поэтично.
Весна и Осень, Период враждующих царств обозначают конкретный период разброда и шатаний, сменившихся твердой монархией. Цинь Шихуанди, объединивший Китай в единую державу, правил жесткими силовыми методами. Видимо, он предвидел возмущения подданных, заранее озаботившись сохранностью собственных останков. Описания устройства его захоронения, найденного в 1974 году при строительных работах, до сих пор разрозненны. Раскопки не закончены, возможно, не найдены и главные ценности.
Чудеса гробницы Цинь Шихуанди и прочие диковины
Рекордна была площадь погребения, около 50 квадратных километров, и его подземное расположение. Перекрыв три подземные реки, главную камеру облицевали медными листами и сделали миниатюрную модель страны. Реки из ртути перетекали в океан из жидкого металла, природа и строения выполнены из дорогих материалов. Одним из главных чудес была обнаруженная армия императора, выполненная в полный рост. Семь тысяч солдат изготовлены с натуры, с индивидуальными чертами каждого воина.
Всего несколькими фигурами из захоронения обладает Национальный музей Китая, компенсируя видом увеличенных фотографий. Несколько подражаний, представленных статуями уменьшенных габаритов, не столь впечатляют. Впечатления от описаний грандиозной гробницы Цинь Шихуанди, усугубленные запечатленными раскопками его воинства, оставили преобладающее впечатление. Вспоминается воздвигнутая им Великая китайская стена, настоящий символ Китая, одно из новых чудес света от 7.07.2007.
Однако жесткие методы правления не остались без ответной реакции, после смерти тирана восстания стерли династию Цинь. Дальше на 4 столетия воцарили императоры Хань, от царства которых китайцы образовали собственное название народа. К этой же эпохе относится необычное ритуальное изделие, предмет главного интереса иностранных посетителей. Одеяние для умерших знатных особ, сшитое золотой проволокой из тысяч нефритовых пластинок, не имеет аналогов. Минерал символизировал власть, но роль в погребении умерших до конца неясна.
Первый из таких костюмов стал сенсацией, его именовали Нефритовым принцем. В таком облачении обнаружили останки наследника престола и его супруги. Как и в большинстве могил знатных особ, содержащих по нескольку комнат, там были обнаружены тысячи драгоценных поделок. Китайские камнерезы ценили в материале внутреннюю структуру, а не прозрачность и чистоту оттенка, как европейцы. Национальный музей Китая хранит множество разнообразных, не только каменных, погребальных сувениров.
Подборка работ китайских мастеров различного происхождения
Примеров подобных работ Национальный музей Китая представляет достаточно, на выбранных фото представлены лишь некоторые. Поскольку статуэтки из минералов уже были показаны, здесь – изделия из иных материалов. Мастерски обрабатывать китайцы умели глину и дерево, кость и металлы, представленные образцы убедительно это демонстрируют. Особенно удаются им изображения животных, запечатленных в движении, они динамичны и порывисты. Разглядывать эти миниатюры можно часами, если есть свободное время.
Упомянутое прежде многотысячное войско Цинь Шихуанди именовали Терракотовой армией, этот же материал использовался и до, и после. Терракота – не что иное, как обожженная глина, ею китайские ваятели владели в совершенстве. Многие образцы терракотовых статуэток сохраняет Национальный музей Китая наряду с бронзовым литьем и поделками из нефрита. Порой коллекции довольно многочисленны, позволяют судить о нравах, процессиях и массовых обрядах определенного периода. Не гнушается государственное хранилище и макетов выдающихся зданий.
О высочайшей из сохранившихся деревянных пагод рассказывалось в публикации о пекинском Парке Мира. Там модель 67-метрового сооружения уменьшена в 8 раз, и то превышает взрослые деревья. Музейный макет намного миниатюрнее, дает некоторое представление только об общем устройстве старинного строения. Древесина как конструкционный материал применялась в Китае с древнейших времен, и не только в строительстве зданий. Представленные на втором плане модели технических устройств это иллюстрируют.
Историческая направленность экспозиции предопределяет хронологию как основу объединения экспонатов в разделы. Поэтому Национальный музей Китая рассредоточил здания по эпохам их возведения, интересующиеся строительством выискивают нужные экспонаты. Точно так же вынуждены поступать заинтересованные в других отраслях жизни и деятельности, культуры и производства. Многократно увеличить привлекательность для иностранных туристов способно более широкое применение аудиогидов с переводом на языки мира.
От медицины с металлургией до ювелирного искусства
Познавательны разделы экспозиции, в которых Национальный музей Китая рассказываете о многочисленных и разнообразных изобретениях нации. Им мир обязан разрушительным порохом, магнитным компасом, бумагой и шелком, этиловым спиртом и многим чем еще. Китайская медицина считается древнейшей в мире, лечение иглами применялось за три тысячелетия до нашей эры. Почти две тысячи лет ушло на интуитивные опыты с металлами. Примерно к 1100-му году до нашей эры выплавка бронзы в Китае приняла массовые масштабы.
Человеческий манекен с указанием чувствительных (акупунктурных) точек организма, изготовленный в глубокой древности, привлекает многих. Неизвестна ценность этого наглядного пособия для современных медиков, достижения китайских металлистов бесспорны. Китайцы настолько освоили работу с бронзой, что железо освоили позже других цивилизаций. Частично выдающиеся образцы бронзовых изделий уже были показаны, продемонстрируем их вблизи. Массивные петли для зацепки наводят на мысль о подъемных устройствах.
Жертвенные сосуды Дин обычно делали на треногах, но многие имеют и по четыре. Не все из них относятся к ритуальным, есть просто бытовые. Наиболее массивные и искусно декорированные предназначались для использования в жизни и погребения вместе с владельцем. Отливать целиком подобные изделия непросто даже в современных цехах, с передовой оснасткой и материалами. Древние металлурги имели только ямы, с глиной и песком для формования изложниц под отливки.
Изделия ювелирного и прикладного искусства
Освоив практически в промышленных масштабах сложные и крупные изделия, китайцы преуспели и в малых формах. В подборке фотографий представлены самые разнообразные изделия парадного и декоративного назначения. Оружие и императорские печати, головные уборы для торжественных выходов и статуэтки выполнялись сочетанием разных методов. Литье дополняли эмалированием, золочением, чеканкой и другими способами украшения. Редкость и уникальность образцов делает Национальный музей Китая подлинной сокровищницей.
Многообразие жанров свидетельствует о развитии эстетических запросов, по крайней мере, верхушки общества. Предпочтение художественных достоинств произведений ценности использованных материалов говорит о высокоразвитом вкусе. Китайская нация сформировала собственное видение действительности и научилась отображать его в различных жанрах. Замечательные вещицы делали китайские камнерезы, сочетавшие мастерство резьбы и раскрытие внутренних красот минералов.
Эти экспонаты Национальный музей Китая традиционно датирует, но подобные изделия красивы во все времена, достойны подражания. Какова филигранность резьбы и четкость линий, и это при работе с не самыми податливыми минералами. Многое в облике произведений заимствовано у самой природы, растительного и животного мира. Однако и собственная фантазия китайских мастеров проглядывает, порой достаточно непосредственно и ярко. Сочетание мифологической условности и реальности порождало удивительно свежие сюжеты.
Керамическая скульптура и фарфор древнего Китая
Особенностью зарождения искусства скульптуры в Китае считается ее происхождение от погребальных традиций. Если иные культуры стремились украсить дома живущих, то китайская уделяла много внимания загробному быту. Как не странно звучит, но это очевидно из того, что представил Национальный музей Китая. Украшение храмов и жилищ здесь зародилось позднее, чем гробниц, но постепенно развилось и в этой сфере. Наряду с камнем и бронзой, распространенным материалом была обожженная глина, терракота.
Не отрицая явное мастерство в обращении с материалом, проработку деталей, восхищаться раскрашенными статуями не будем. Предоставим самим читателям право оценивать, учитывая время исполнения работ и китайские традиции. Почему же в Китае терракота, материал не очень прочный и долговечный, столь популярен? Да просто в силу распространенности, в стране большинство почв глинистые, причем разнообразных цветов. Добавьте непревзойденную легкость обработки, и все становится понятным, в том числе повреждения.
Другое дело – фарфор, его и разбить – надо постараться, поцарапать и тем более помять совершенно невозможно. Одно из величайших китайских изобретений, давно ставшее мировым достоянием, прежде было монополией этой державы. Великий Шелковый путь позволял перевозить не только тончайшую ткань, но и чудесную китайскую посуду. Про изделия из фарфора, которые представляет Национальный музей Китая, двух мнений быть не может. Это настоящие шедевры, ответственно заявляем, точнее, констатируем факт.
Более тысячелетия секретом оставались состав и способ производства изделий, не имеющих пор на изломе и полупрозрачных на просвет. Европейцами фарфоровые изделия приравнивались к драгоценностям. Ими украшали дворцы знатных вельмож и жилища состоятельных людей. Фарфор дарили к знаменательным датам, завещали по наследству, захватывали как военные трофеи. Каждый китайский регион производил отличающиеся чем-либо изделия, от состава красок росписей до их сюжетов.
Торговые отношения принесли на изделия европейские сюжеты с картин и гравюр, попадающих в Китай. Примерно в VI веке фарфор изобрели в Китае, только в XVII столетии освоили японцы, в начале XVIII века – европейцы. Появились предприятия массового производства, превратившие фарфор из роскоши в повседневную посуду. Отличием выдающихся изделий ведущих мануфактур стали художественные достоинства рисунков, популярность обрела фарфоровая скульптура. Старинные китайские изделия остались эталонами и бережно хранятся до сих пор.
Подарки руководителям – не дома или в кабинете
Целый раздел хранилища Национальный музей Китая посвятил дипломатическим подаркам, подносимым при государственных визитах. Чаще всего дарами выступали произведения национальных искусств и народных промыслов, вещи ручной выделки. Очень редко, но все-таки встречаются и подаренные изделия из фарфора, чем-либо замечательные. По этому музейному отделу можно изучать географию государственных связей. Примечательно, что обязательной сдаче в Национальный музей Китая подлежали все дары, даже личного плана.
Насаждаемое высшим китайским руководством бескорыстие государственных чиновников всех уровней сказывается даже на составе музейной экспозиции. Жесткая, даже жестокая борьба с коррупцией приносит плоды, Китай практически достиг единства народа и правителей. Людям по большому счету безразлична любая идеология, лишь бы власть не воровала и давала жить. Удивляет способность Компартии Китая, не затрудняя себя и народ резкими реформами, удерживать на плаву экономику.
Завершаем визит в Национальный музей Китая
Приходящие в Национальный музей Китая нередко повторно обходят его просторный вестибюль, досматривая незамеченное при входе. Либо фотографируют знаковые объекты, выставленные в отрыве от основной экспозиции. Среди национальных символов страны популярен макет Храма урожая, нередко отождествляемый с комплексом Храма Неба. Не такая уж миниатюрная копия известнейшего сооружения выполнена в единой золотой расцветке. Все, кроме цветовой гаммы, воспроизведено с абсолютной точностью.
Никогда не снижающееся число иностранцев достоверно неизвестно, но китайцы сами активно посещают Национальный музей Китая. Бесплатное посещение, с выдачей билета строго по паспорту, удивляет, как многое в этой великой стране. Огромными тиражами расходятся памятные открытки с видом здания и изображениями выдающихся экспонатов. Штемпель специального гашения, доступный только здесь, ценится не только филателистами. Многие посетители отправляют сувениры прямо отсюда, из местного отделения почты.
Изолированность китайского государства была ему свойственна с глубокой древности, являясь одним из способов самозащиты. Свойственная этой нации основательность проявилась и в этом, сооружением Великой китайской стены. Этот величественный объект, достопримечательность мирового уровня, достоин посещения не меньше других популярных мест китайской столицы. Некоторые в обзоре уже упомянуты, советуем не пожалеть времени и на пекинские парки. Послав открытку на собственный адрес либо друзьям, можно намечать очередной маршрут.
Экскурсия в выбранную достопримечательность получилась довольно продолжительной по времени и богатой на впечатления. При этом освещенными в статье оказались только большая историческая экспозиция да вестибюль. Вне рамок остались два последних столетия, начиная с отречения последнего императора Поднебесной. Бурным событиям позднего периода, искусству Китая посвящены еще три этажа, в том числе тематические выставки. Интересна вся история страны, поэтому предусмотрите достаточно времени на Национальный музей Китая.
Имеющихся в культурном учреждении посадочных мест отдыха явно недостаточно, многие устраиваются на ступенях перед выходом. Пожалуй, это один из немногочисленных недостатков, которые встречаются посещающим Национальный музей Китая. Запреты здесь немногочисленны, постоянно поддерживается чистота и порядок, персонал приветлив и малозаметен.
Огромное рельефное панно символизирует Труд, именно с заглавной буквы. Труд — главное сокровище соседней державы, возведенное здесь в ранг наивысшей добродетели человеческого рода. Он также стоит за всеми музейными экспонатами, за историей Китая и его нынешним преуспеванием.