Скульптурный памятник Бетховену в Вене размещен в маленьком скверике, солидно именуемом площадью имени великого музыканта. Суровым и замкнутым изображает его статуя, соответствуя реальным чертам характера, обусловленным непростыми жизненными обстоятельствами. Расцвет творческой активности композитора, дирижера и пианиста омрачился недугом — прогрессирующей глухотой, затем полной потерей слуха. Однако оставались обозначения звуков, позволяющие внутренним слухом проигрывать мелодии, выраженные музыкальной нотацией.
Не слишком броский и заметный, памятник Бетховену в Вене точно отражает происходившее в его жизни. Постамент возвышает его фигуру над жизненными обстоятельствами, аллегорически представленными скульптурами нижнего яруса. Тонкий замысел автора, немецкого скульптора Каспара фон Цумбуша, блестяще реализован в бронзе. Он выполнил не только памятник Бетховену, в Вене есть огромный монумент Марии – Терезии его работы. Он показан в статье о Музейном квартале, где представлена и площадь великой императрицы.
Обозреваемое произведение более лаконично и строго, на широком основании из серого гранита с тремя ступенями. Пирамидально уменьшающиеся ярусы разной высоты сходятся к подножию центрального пьедестала, где размещены аллегории. Их можно будет рассмотреть ближе, пока проведем для читателей ориентирование на местности. Касательно скромности заметим, что памятник Бетховену в Вене сооружен на пожертвования, недостающие предоставил Ференц Лист.
Ближайшее собрание памятников и детали обозреваемого
Буквально в 150 метрах восточнее, если смотреть направо, находится Штадтпарк, который содержит много памятников известным личностям, в большинстве своем тоже музыкантам Иоганну Штраусу-младшему, Легару, Шуберту. Представлены в парке и некоторые художники, знаменитый градоначальник, есть водоем и декоративные сооружения, известнейший Курзал. Нельзя здесь не побывать, если будете в австрийской столице.
Золоченый Штраус, увлеченно играющий на скрипке, сильно контрастирует с насупившемся Бетховеном. Значительно оптимистичнее и памятник Моцарту, находящийся в километре западнее, решенный исключительно в белых тонах. Практически каждая статуя отражает не только портретные черты, но и характер личности, и биографические обстоятельства. Людвиг ван Бетховен пережил худшее несчастье для музыканта – надвигающуюся потерю слуха, но болезнь его закалила. Творил он и совсем глухим, утверждая безграничность людских возможностей.
Памятник Бетховену в Вене крупным планом, фас и профиль
Рассматривать детали монумента удобнее с близкого расстояния, мы предоставляем читателям обзора такую возможность. Статуя композитора уже была показана на заглавной фотографии, сейчас охвачена часть постамента с декоративными фигурами. Резвящиеся ангелочки равно символизируют и знаменитую Девятую симфонию на стихи Шиллера, и Крейцерову сонату с этим же номером. Пересчитавшие ангелочков педанты должны обойти памятник Бетховену в Вене, недостающие обнаружатся с обратной стороны.
Изваяние прикованного к скале титана Прометея, поплатившегося страданиями за благодеяние, здесь весьма символична. Засланный жестокими богами орел клюет печень подарившего людям огонь, но в мифе Геракл его спасает. Сюжет воспроизведен композитором в музыке к балету Творения Прометея, его собственная история не менее драматична. Итогом его непростой жизни и творчества выступает вторая аллегория, размещенная с противоположной стороны от Прометея. Римская богиня Победы, крылатая Ника, осеняет венком осматривающих памятник Бетховену в Вене.
Символика вполне очевидна, скульптор справедливо оценивает жизненный подвиг Бетховена, творившего исключительно для людей. Монумент не только символичен, исполнение статуй вызывает эстетическое наслаждение, понуждает приобщаться к его музыкальному наследию. При затруднениях в его поиске вспомните ориентировку на местности, приведенную в нашей статье. Ни в коем случае не пренебрегайте посещением. Памятник Бетховену в Вене должен осмотреть каждый гость австрийской столицы.
Совсем недавно вернулись из Вены. Обычно я не очень люблю просто ходить на осмотр памятников, но об этом в интернете было столько восторженных отзывов, что нам с мужем захотелось на него взглянуть. Монумент, конечно, эффектный с Бетховеном на вершине и красивыми дополнительными статуэтками у основания, к которым ведут ступеньки. Но меня на самом деле больше впечатлило окружение – такой уютный скверик – простая, но красивая природа, лавочки. По сути, это такой себе уютный и тихий уголок в Вене, хотя по бокам несутся машины и все куда-то спешат, а ты можешь просто посидеть.