Православный монастырь Панагия Калопетра находится в южной части территории знаменитой Долины бабочек на острове Родос. Построил его князь Александр Ипсилантис, дата – 1784 год зафиксирована эмблемой над входом в церковь. Неправомерно приписывать основание обители его внуку принцу Дмитрию Ипсилантису, он родился только в 1793 году. Панагия –означает Богородица, Калопетра в переводе – хороший камень. На греческом звучит более естественно и слегка загадочно, им и будем пользоваться в обзоре.
Владыка Валахии и Молдавии благодарил Богородицу или за исцеление дочери горной водой, или за собственное спасение. Предание говорит, что свечение горной породы на возвышенности указало ему путь к берегу в шторм. Целебные воды бывают, но мы не знаем диагноза, свечение камней тоже известно. Отстаивать любую из версий нет достаточных сведений, оставим вопрос открытым, кто разберется – делитесь в комментарии. На заглавной фотографии церковь Панагия Калопетра с фасада, далее крупно – упомянутая эмблема.
Посещают монастырь Панагия Калопетра обычно вместе с Долиной бабочек, есть два варианта. Можно сделать это в конце традиционного маршрута, но пройдя горной тропой, подниматься выше затруднительно. Иначе можно начать с монастыря, а по тропе спускаться вниз, это легче и логичнее. Но на автомобиле бабочек не увидеть, в первом варианте он остается в Петалудесе и двух пеших походов не избежать. Во втором доезжаете до монастыря, посещаете долину и возвращаетесь, можно еще заехать на Страусиную ферму.
Облет территории монастыря Панагия Калопетра
Запускать квадрокоптер на заповедной территории Долины бабочек категорически запрещено, здесь – уже можно. Церковь Панагия Калопетра и монастырский двор различимы при любой высоте подъема аппарата. Ориентироваться по сторонам света просто, на восток направлена алтарная апсида, а вход и двор – на запад. Пониженный участок местности в направлении севера, от здания к левому обрезу кадра, и есть каньон ручья Долины бабочек. До морского берега здесь около 7 километров.
Дорога, петлей огибающая холм с монастырем Панагия Калопетра, связывает восточное и западное побережья Родоса. В северном направлении, куда она уходит на левом краю фото, можно достигнуть селения Петалудес. В противоположном, где дорога сильно петляет, в итоге попадешь на магистрали вдоль средиземноморского побережья. Населенность этого региона острова невелика, только изредка встречаются небольшие поселения. Касательно живописности у каждого свои предпочтения, фото помогает дать оценку.
Продолжим полет коптера
Снизив управляемый аппарат, получаем более подробное изображение основной монастырской территории и дороги, огражденной у обрыва. Какого-либо продуманного расположения строений не просматривается, все определено рельефом местности и ориентировкой храма. Здания самые разнотипные, понять по облику их предназначение невозможно. Центр площади перед церковью Панагия Калопетра занят деревом в круглой ограде, вокруг какой-то узор. Со стороны нескольких припаркованных машин находится вход, закрытый пока растительностью.
Заведя дрон со стороны алтарной апсиды, получаем восточный вид двора и церкви Панагия Калопетра. Заметны две стены с этой стороны основная и дорожная. Скорее всего, это предусмотрено для предохранения от разноса и раздувания песчаной почвы вершины холма. С этой позиции виден вход во двор, расположенный с южной стороны бесформенной территории. Живописность окружающего ландшафта не особо типична для Родоса, это скорее исключение.
Гористая местность в этой части острова не благоприятствует развитию сельскохозяйственного производства, поэтому поселения редки. Туристические потоки ориентированы на побережья Средиземного и Эгейского морей, внутренние достопримечательности исчерпываются религиозными объектами. Нечасто встречаются уникальные природные уголки вроде колоний насекомых, либо организованные зоопарки типа Страусиной фермы. Равнинные участки используются крестьянскими хозяйствами и не особо живописны.
Зато расположение церковных зданий и особенно монастырских территорий в Греции преимущественно возвышенное. Это общепринятое правило выполняется и в размещении монастыря Панагия Калопетра, и во многих ранее посещенных. Это и Филеримос с гигантским крестом и имитацией Голгофы, и две Цамбики, нижняя и верхняя. Так же размещены и храмы Акрополей, начиная с знаменитого Афинского. Нельзя назвать такое размещение характерным только для Родоса или Греции, это общая тенденция всех религий.
Пешее обследование монастырского двора
Возвышенное расположение издревле выбиралось людьми, ибо обеспечивало оборонительные преимущества. Видимо, это не только пережитки прошлого, есть в этом и целесообразность, и некая культовая составляющая. Современным путешественникам такое расположение предоставляет широкие возможности фиксации окрестных ландшафтов. Сейчас фотографируют и снимают видео абсолютно все, и чем угодно. Единственный минус вершин – зачастую труднее укрыться от припекающего солнца.
Частичное совпадение букв и звуков греческого и русского алфавитов ярко видно во второй строке монастырской вывески. При этом похожих слов немного, понимать трудно, больше приходится ориентироваться на жесты и интонацию. Заходим во двор монастыря Панагия Калопетра с южной стороны, под дугу с крестом и колоколом. Пройдя вдоль южной стены церкви, выходим на мощеную площадь с деревом в центре круга. Здесь с ходу не различить, где какие здания и кто чем занимается, но кулинарные ароматы присутствуют.
Двор монастыря Панагия Калопетра
Нагромождение столов и стульев, явно предназначенных для временной расстановки, говорит о периодических наплывах гостей. На ровной территории можно устроить обширное летнее кафе, даже осветительные фонари приготовлены для вечерних сумерек. Северная, менее освещенная и затененная деревьями часть двора заставлена посадочными местами постоянного типа. Там отдыхают немало путешественников, либо приехавших специально в монастырь Панагия Калопетра, либо осмотревших Долину бабочек.
Среди ровных плит покрытия площадки выделяется круг возле дерева, вымощенный галькой двух цветов. Традиционная мозаика называется хохлаки, что и означает – галька. Этот недорогой и долговечный материал можно встретить и в сельской местности, и в городах. Ствол старого дерева посреди двора побелен до кроны, непропорционально маленькой по сравнению с диаметром ствола. Стригут растительность здесь нещадно, уповая, что все нужное в благодатном климате обязательно отрастет.
Открытость одежды и незапертые храмы
Греческие монастыри, и Панагия Калопетра в их числе, провозглашают обязательность скромности, умеренности в одежде. Однако в условиях средиземноморского климата добиваться исполнения дресс-кода получается плохо. Выдаваемые на входе широкие юбки чаще используют как накидки, на мужские шорты не обращают внимания. Открытость в одежде присуща пляжному отдыху, большинство посещают Родос именно ради него. Но все же рекомендуем нашим читателям соблюдать приличия в одеяниях, это приветствуется.
Неоднократно говорилось об особом отношении к религии, исторически сложившемся в Греции. Там православие провозглашено Конституцией государственной религией, это исключение среди всех христианских стран. Соответственно и вера гораздо глубже и искреннее, высоко поставлен престиж церкви и неприкосновенность ее имущества. Храмы в стране практически не запираются, даже при отсутствии служителей можно заходить, молиться либо поставить свечку. Свечи теоретически бесплатны, но везде, и в церкви Панагия Калопетра, есть ящики для пожертвований.
Экскурсия в монастырские здания
На территории монастыря Панагия Калопетра процветает индустрия угощений, двери таких заведений приветливо распахнуты. Не возбраняется заходить не только в храм, но и в подсобные помещения обители. Это достаточно любопытно и познавательно, такой возможностью не стоит пренебрегать. Интерьер здесь рассчитан сугубо на собственное использование персоналом, никакой показухи, порядок чисто условный. Но и для себя, и для зашедших посетителей помещение все же украшается, скорее в стиле деревенских жилищ.
Обращает на себя внимание резная деревянная рамка, где на бархате размещены металлические пластинки. Это традиционная благодарность за исцеление, принесенное посещениями монастыря Панагия Калопетра. Подобные можно встретить и в городских соборах, и в малых церквях любых населенных пунктов. Какова в этих чудесах роль эффекта плацебо, каковы действительно целебные воздействия, судить трудно. Возвращаясь к интерьеру, отметим изобилие старинных изделий и утвари, зачастую музейной ценности.
Интерьер церкви Панагия Калопетра
Мозаика покрытия пола в храме выполнена тоже в технологии хохлаки, только выбран ритмичный геометрический орнамент. Малые размеры и удаленность монастыря Панагия Калопетра объясняют отсутствие здесь вытяжки дыма от горящих свечей. Отличие греческой обрядности – свечи здесь ставят без подразделения по заздравным и заупокойным подсвечникам, он един. Кроме фриза из орнамента, церковь не украшена никакими росписями, только иконы в рамках. Резной деревянный иконостас выполнен искусно и своеобразно, довольно высокий.
Некоторые церковные атрибуты выглядят необычно, в частности ажурные аналои различной высоты. Интересен стеллаж для свечей, разложенных по размерам, греки используют разные в зависимости от важности события. Рядом кресло высокопоставленной персоны, кто это был в церкви Панагия Калопетра, остается догадываться. Оригинально выглядит использование внутри помещения половинных колонн яркой расцветки, с замысловатыми капителями. Как и во многих церквях, индивидуально устройство и украшение потолочных люстр.
Некоторые детали оформления
Вышеупомянутое кресло старинного исполнения здесь представлено фронтальным видом, оно явно в роли экспоната. Символична и красочная подушка, уложенная на доску сиденья, которая еще и кружевами украшена. Цепь или веревочка с узлами предостерегает посетителей от попыток усесться на почетное место. Рядовым прихожанам и гостям храма предназначены скрепленные между собой сиденья, типа старого сельского клуба или захудалого кинотеатра в СССР. Не у кого было спросить расшифровку инициалов на почетном кресле, хотя догадка была.
Загадкой осталось запечатленное на фото изображение под стеклом в деревянной рамке, стоящее на аналое. Судя по месту размещения, это должна быть икона, но святой не запомнился, а отсветы заслонили подробности. Живописное флористическое украшение говорит либо об особом почитании, тогда это Богородица, либо о праздновании дня святого. Использование цветов в православных храмах не слишком распространено, но иногда практикуется. Здесь цветочная композиция составлена умело и красочно, чувствуется навык.
Показать вблизи греческий подсвечник в церкви Панагия Калопетра побудило его поистине ажурное исполнение. Искусное литье из бронзы изображает лозы винограда, листья и грозди ягод филигранно разделены. На перекрестье под ящиком с песком установлена коробка для потухших или потушенных свечей. Она дополнительно украшена византийскими орлами, они остались символами греческого православия. Металл подсвечника и насыпанный песок должны надежно предохранить от возгорания, галечная мозаика усиливает безопасность.
От входа в храм узор выглядел простой елочкой черных и светлых линий, но у порога не замечен растительный орнамент. Так что из гальки выполнен полноценный ковер, с основным рисунком и окантовкой. Неизвестно, использовал ли монастырь Панагия Калопетра своих прихожан, чтобы доставлять на место значительное количество камешков. В некоторых обителях такое практиковалось, причем давало исполнителям миссии чувство сопричастности к декорированию святыни. Однако подойдя к порогу назад не возвращаются, покидаем церковь с покоем.
Можно быть уверенными, что посещение монастыря Панагия Калопетра доставит духовное удовлетворение каждому. Это мало зависит от отношения к религии и даже от вероисповедания, особая аура храма действует на всех. Но не будем снова касаться теологии, у каждого свое мировоззрение и представления. Какая бы людская общность не была свойственна и привычна конкретному человеку, в конечном счете все земляне – одна семья. Только вот когда это поймет большинство, в том числе власти, сказать нельзя.