Филиал ЦПКиО имени Горького, парк Музеон, расположен на Крымском валу около здания Центрального дома художников. Называется парком скульптур, таких произведений здесь огромное количество, размещение бессистемно, довольно хаотично. Впечатление дилетанта – выставка неликвидов и жертв политического переодевания бывшей великой страны. При этом территория великолепно декорирована умелым озеленением, благоприятна для отдыха в любой сезон. Относительно художественной ценности экспозиции каждый пришедший в парк Музеон волен составить собственное независимое суждение.
Начинается парк Музеон напротив входа в головное учреждение, встречает посетителей пафосная скульптурная группа. Двойное название – Торжество труда: Мир Земле отражает пропагандистскую суть произведения, отголоска монументальной пропаганды. Автор, скульптор Бабурин М.Ф., создал композицию незадолго до кончины, в 1984 году, следом ушла эпоха. Многие творческие работы прибыли в парк Музеон гостями из прошлого, которое кануло в небытие. Уход людей живых печалит, обесценивание прошлого надолго шокирует.
Возле западного угла Центрального дома художников – еще одна монументальная скульптура, Молодая Россия. На высоких, непохожих пьедесталах – фигуры мужчины со знаменем и женщины с букетом цветов. Попытка выразить движение, экспрессию одним трепещущим полотнищем явно провалилась, фигуры выглядят статично. Некая мачта на плечах мужчины утяжеляет композицию. Сколько порицали Рабочего и колхозницу Веры Мухиной за идеологическую ангажированность, по динамизму шедевр прошлого неподражаем.
Еще с заглавной фотографии в поле зрения – здание большой площади, вокруг которого и сформировался территориально парк Музеон. На высотной фотографии оно видно целиком, уже из вывесок явствует, что здесь два хозяина. Меньшая часть, обращенная на Крымский вал, принадлежит ЦДХ, остальное – филиалу Третьяковской галереи (Искусство XX века), но в скором времени все здание перейдет в пользование Третьяковке. Оба учреждения занимаются выставочной деятельностью.
Здание построено в 1986 году на исторически значимом месте. Поблизости родился меценат Павел Третьяков, основавший всемирно известную художественную галерею. Почему-то десятилетие назад решили здание сносить, чтобы для галереи построить новое, на 17 этажей. Очередное спасибо кризисам и санкциям, проблема вроде бы рассосалась. На дальнем плане видны Храм Христа Спасителя и памятник Петру I, передний живописен растительностью и парковыми дорожками.
Парк Музеон – разнообразие экспонатов, прелесть ландшафта
Волей расстанавливающих экспонаты первым при осмотре встречается юный Пушкин, увлеченно декламирующий с розой в руке. Выполнил скульптуру в бронзе ваятель Буйначев в 1999 году, к 200-летию со дня рождения поэта. Уроженец бывшего Свердловска, ныне москвич, был одним из активистов создания экспозиции. Знатоки уверяют, что только у него фигура Александра Сергеевича равна его истинному росту, 166 сантиметров. Разумеется, находятся желающие и селфи сделать, и прикоснуться затылками – кто выше?
Буйначев не только организовывал симпозиумы ваятелей и организацию экспозиции, он и свои работы пристроил. Справедливости ради отметим, что данный автор был очень разносторонним скульптором. Работал с деревом и керамикой, разными породами камня, бронзой. Не чужд едкого символизма, даже сарказма, пример — еще одна работа, которой он осчастливил парк Музеон. Голову Владимира Ленина он упаковал в советскую авоську, мол, выбросить жалко и девать некуда.
Идеально отсекал лишнее только Микеланджело…
Памятуя высказывание великого ваятеля о сути создания статуй, не будем слишком строгими к изделиям неидеальным. Не нравящиеся скульптуры просто минуем при прогулке, переключаясь на созерцание природного великолепия. Возле Пушкина — разлапистые листья платана с незрелыми плодами, далее голубые ели, стриженные кустарники живых изгородей. Некоторые из встречающихся скульптурных работ не имеют пояснений и названий, поди догадайся, что автор задумал.
Находим необычную задумку и в оформлении, парк Музеон отличается необычным устройством проходных путей. Дощатый тротуар нечасто встретишь в наше время, здесь его применили на значительной части территории. Ходить вполне удобно всем, за одним исключением, — любительницы тонких шпилек рискуют поломать каблуки своих туфелек. Доходим до сидящей фигуры, повернутой спиной к тротуару. Обойдя ради интереса, обнаруживаем задумчивого горца, кутающегося в свои одеяния.
Взаимное расположение скульптуры и пояснительной таблички создают впечатление, что персонаж изучает собственное описание. Из текста следует, что выполнил изваяние скульптор Рзаев в 2000 году, назвав коротко – Кавказ. Фахраддин Рзаев стал родоначальником новой скульпторской династии, успешно продолженной сыном Зауром. Жителя гор мастер изваял лаконично и в то же время узнаваемо, нам понравилось. Категорически оказываемся от положительного отзыва на следующую работу.
Сглаженность черт что коня, что всадника больше напоминает детсадовскую поделку из пластилина. Автор явно недоработал, не отсек лишнее от каменной глыбы, как советовал Буонарроти. Однако не всем дано изображать лошадей на уровне Клодта, и человеческие физиономии не каждому удаются. Приближаться к этому всаднику с головой, но без лица не захотелось, проследовали дальше. Оказались при этом достаточно далеко от классической скульптуры, очутившись среди ошеломляющего своеобразия.
Железо-каменные творения прошлого века
Скульптуру Алексея Станиславовича Григорьева комментировать затруднительно, потому что неэтичным считается критика уже скончавшихся. Только пожелав мира его праху, рассмотрим это неоднозначное произведение, слово Искусство тактично пропускаем. Работавший поначалу в классической манере, с обычными материалами понятной фактуры, далее он переключился на композиции. Сочетая металл с камнем и деревом, создавал такие вот творения, которые искусствоведы причисляют к немецкому экспрессионизму.
Для объединения деталей из столь разнородного сырья требовались навыки сварщика, они в показанной работе налицо. Присвоив созданному претенциозное наименование — Наследник века, ваятель проявил и недюжинную фантазию. Пишут, что подобные изделия Григорьева украшают (именно – украшают) парки Берлина и других немецких городов. Спасибо Германии, приютившей оставшегося без работы в 1990-х соотечественника, но что немцам – хорошо… Тем не менее парк Музеон предоставил поляну еще нескольким монстрам.
Опутанный железяками каменный столб у Алексея Станиславовича – Вавилонская башня, не будем спорить, таково его видение. Правее – Скованный Минотавр, вместо цепей или веревок применена арматурная сталь заводской прокатки. Возвышающаяся за кустом мрачная фигура – Ночная дама, приподнятая невидимой на фото длинной трубой. Насколько долговечными останутся эти своеобразные скульптуры, зависит вовсе не от людского признания. Их век определяется составом использованного металла, наличием или отсутствием покрытия от коррозии.
Подлинный шедевр, железный корабль и скульптурное изобилие
Знаменитая скульптура Евгения Вучетича – Перекуем мечи на орала, выполненная в 1957 году, существует в трех авторских копиях. Основной считается подаренная Советским Союзом Организации Объединенных Наций, вторая здесь, третья – в Усть-Каменегорске (теперь – Казахстан). Атлетичный кузнец, делающий плуг из меча, скопирован с олимпийского чемпиона, борца Гуревича. Возле здания штаб-квартиры ООН статуя соседствует с монументом, американцам более понятным – пистолетом Кольт с завязанным узлом дулом.
Кроме этой, у Вучетича еще несколько всемирно известных работ, от воина-освободителя в берлинском Трептов-парке до сталинградской Матери-Родины. Во всех работах присутствует русский меч, хотя для памятника в Берлине сначала предполагался автомат. Исправил композицию, и удачно, лично Иосиф Сталин. Кроме представленной, парк Музеон имеет (пока?) выставленного с Лубянской площади Дзержинского, тоже выполненного Вучетичем. Возвращаясь к скульптуре у филиала Третьяковки, следует заметить, что идея сюжета изложена еще в библейском Ветхом Завете.
Вот где самое массовое из искусств
Называемое залом белокаменной скульптуры открытое пространство заполнено работами разных авторов, лауреатов, студентов и любителей. Грешно сказать, они тут гораздо более тесно расположены, чем надгробья на кладбище. Огромная человеческая ладонь, вознесшаяся над каменной толпой, словно соперничает с виднеющимся из-за деревьев памятником Петру. Отсюда творение Церетели смотрится неплохо, благодаря растительности, заслонившей нелепый пьедестал, ростральную колонну. Соотношение размеров кораблика и самого царя уже не смешит.
Кажется, что протяженность извилистых дорожек, пронизывающих парк Музеон, позволяет расставить все скульптуры рассредоточенно. Однако организаторы выставили их скопом, а точнее, двумя большими группами, вторая вплотную подступила к зданию. Грубо было бы называть это стадом баранов, тем более что преобладают женские фигуры. Хотя одного барана удалось заметить, — Волк в овечьей шкуре виден у фонаря перед Третьяковкой. Здесь впору туристическую палатку разбивать да неделю жить, чтобы только подписи перечитать.
В первом ряду справа – работа в стиле примитивизма, мужчина и женщина с плодоносящей яблоней на головах. Названа незамысловато – Древо жизни, автор Балашов. Выглядывающая из-за яблони рыбина при ближнем рассмотрении содержит в брюхе эмбрион, напоминающий человеческий. Замысел скульптора Черноглазова раскрывает название – Пришельцы, новый вариант появления инопланетян. Вдалеке возвышается витой столб из дерева, на нем ангел с трубой, Крылатый ангел вдохновенья ваятеля Корнеева.
Галерея бывших вождей и отвергнутых ценностей
Коллекцию скульптур политических деятелей прошлого парк Музеон получил после августовского путча ГКЧП в 1991 году. Часть применяли как компоненты заградительных баррикад, другие сняли под общественным напором, как Дзержинского на Лубянке. Собственно, с них и началась история нового комплекса отдыха и культуры, основанного распоряжением Лужкова. Задумчивого и непривычно тщательно причесанного Маркса привезли от Белорусского вокзала на время работ по реконструкции. То ли работы затянулись, то ли не вписался туда великий мыслитель.
Неподалеку обнаруживается и главный последователь Карла, извративший его учение Владимир Ульянов (Ленин). Монументы выглядят близнецами, изваял их знаменитый скульптор Сергей Меркуров, в одном месте они и находились. Далеко завела страну заоблачная мечтательность Ильича, тонко уловленная и изображенная ваятелем. Меркуров прославился рекордным тиражированием скульптур Ленина и Сталина, огромными размерами фигур. Не менее искушен был в снятии посмертных масок, начиная от Льва Толстого и заканчивая Лениным. Сталин на 9 месяцев своего придворного скульптора пережил.
Размещенные рядом бюсты Сталина и Ленина по времени исполнения разделяют 3,5 десятилетия, объединяет общий автор. Долгожитель скульпторского цеха Залман Виленский изваял Сталина в 1947 году, а Ленина в 1982, за 2 года до кончины. За спинами бывших вождей установлена уцелевшая от набегов заготовителей металлолома уличная композиция времен СССР. Гигантские гербы исчезнувшей державы и пропагандистская надпись выполнены из дорогостоящей нержавеющей стали.
Подобные монументальные конструкции во множестве строились во всех населенных пунктах бывшего Советского Союза любого масштаба. Конкретно эта, перекочевавшая в парк Музеон (1991 год), стояла на одном из оживленных столичных перекрестков. Довольно распространенной была и надпись, но лозунг Слава КПСС красовался без преувеличения повсеместно. Явственно выдыхающаяся коммунистическая идеология в последние годы советского режима держалась в основном на подобной показухе.
Поляна бывших
Руководители бывшего СССР в изваяниях разного масштаба и авторства собраны на одной из лужаек. Немногие, в том числе Сталин того же Меркурова, выставлены в единственном экземпляре, большинство – многолики. Несколько Брежневых, изобилие Лениных расставлены без системы и разбора, среди них одинокий реформатор Косыгин. Бывший премьер пытался реформировать экономику, но на идеологию покуситься был не в состоянии. Убежденный большевик, он был самым юным наркомом (по текстильной части), в войну наладил Дорогу жизни по льду Ладоги.
Именно Косыгин нормализовал отношения с Китаем после вооруженного конфликта на острове Даманский. Он же единственным из Политбюро голосовал против советского вторжения в Афганистан. Однако советская бюрократия засосала этого талантливого и одаренного человека, не умевшего отстоять свои воззрения. Из-за празднования очередного дня рождения Брежнева даже сообщение о кончине ветерана задержали на 3 дня. Уже сейчас мало кто помнит многолетнего Председателя Совета министров СССР, более других памяти заслуживающего.
Зарисовки с полян и аллей
Целую серию самобытных работ скульптора Гаркушенко на библейские сюжеты представляет парк Музеон вблизи бывших вождей. Сочетание металла и камня напоминает творения Григорьева, но здесь использован не металлолом, а собственные отливки. Своеобразная живописность чугунных деталей дополняется природной суровостью каменных глыб, сочетание необычное и в чем-то привлекательное. Возвращение блудного сына, представленное на фото, хорошо иллюстрирует творческий почерк скульптора.
Посетив парк Музеон, вы сможете увидеть другие творения Олега Гаркушенко в этой необычной технике исполнения. Слепой, Сошествие в ад и Собирающий камни передают авторское видение библейских событий. Далее следует целиком металлическая скульптура Ожидание молодой ваятельницы Брусенцовой, изображающее пожилую женщину возле забора. Зеленоватый налет выдает сплав на основе меди, окисленные формы этого металла имеют такие оттенки. Елена выполнила скульптуру в 2007 году, обучаясь в мастерской А Рукавишникова в Суриковском училище.
Сама исполнительница изваяния трактует избранный образ как собирательный, отражающий извечную женскую долю. Всегда русские женщины кого-то ожидали, мужа с войны, ребенка на каникулы, внуков в гости. Жизненная и довольно реалистичная работа, отличающаяся от соседней экзотики и лакированных вождей. Еще реалистичнее выполнил скульптуру Лермонтова Олег Константинович Комов, изобразив поэта сидящим на простой скамейке. Один из гениальных русских стихотворцев словно пришел в парк Музеон наравне с прочей публикой.
Судя по следам возле лавочки, блестящей бронзе рядом с Лермонтовым и на его коленях, любители селфи с гением не церемонятся. Скульптура — копия установленной в имении Тарханы, другой памятник поэту авторства Комова установлен в городе Лермонтов. В нашей столице есть работы Комова – Ленин и Крупская, памятник Блоку на Спиридоновке, Индире Ганди, Андрею Рублеву, генералиссимусу Суворову. Из зарубежных – Хафезу Асаду в Дамаске, Пушкину в Мадриде, Молдавии и Финляндии, Репину в Киеве. Ярослав Мудрый в основанном им городе изображен на банкноте номиналом 1 тысяча рублей.
Ну и НЮ, парк Музеон!
Обилию обнаженной натуры здесь никто не удивляется, есть фотографически достоверно выполненные, есть нарочито уродливые. Чтобы не обвинили в пропаганде порнографии, выбрали нечто нейтральное, полянку с работами Тараса Левко. Уроженец Кишинева заканчивал художественное образование в Москве, в мастерской Кербеля Суриковского училища. На переднем плане его упражнения в изобретении мебели, но из дорогостоящей бронзы. Плоские фигуры слева – композиция Двое, здесь изображены условные мужчина и женщина.
Скульптурная группа Танцующие не объединена общим постаментом, зато даже музыка слышится при рассмотрении движений. В отличие от предыдущей пары, эти три девушки вполне объемны, особенно отдельными местами. Карикатурно маленькие головки, гипертрофированная худоба выше талии резко контрастируют с довольно соблазнительными ягодицами и бедрами. Чтобы излишне не разогреть возбудимых читателей, перейдем на другую парковую лужайку, демонстрирующую экспонаты заявленной тематики.
Внимательные читатели запомнили Адама и Еву с яблоней на голове уважаемого профессора Балашова Ивана Васильевича. Скульптура – в первом ряду второй массовки белых статуй. На травяном газоне под сосной созвучная работа этого автора, Адамово яблоко. Две дамы на великоватом для яблока фрукте на НЮ ну никак не тянут, вызывают размышления. О частой двойственности мужских привязанностей, их совместимости, грехах и любви, дальше по Библии. Массивная фигура напротив – ну совсем не НЮ, мощная спина да пятки под ягодицами.
Парк Музеон предлагает отдохнуть
Свободное расположение экспонатов любителям простого отдыха от трудов предоставляет все возможности экспонаты игнорировать. Шеренга бюстов знаменитых людей на одинаковых постаментах может восприниматься как ограда арены теннисных баталий. Однако либо столы только что расставили, либо инвентарь в пути, или не оповестили потенциальных участников. Пусто и грустно, когда нет никого, однако такие казусы парк Музеон обычно не допускает. Обратим внимание на цветущие растения, чтобы не расстраиваться.
Совсем иначе выглядит развлекательная зона между огромным зданием и речной набережной. Здесь успешно развили петровскую идею увеселений, неоднократно виденных на аллеях Петергофа, фонтаны-шутихи. Реализовали это развлечение в большом масштабе, заняв целую площадь линиями прорезей с водяными струями. Никакого дресс-кода здесь не предъявляется, можно гулять во что мама одела, что под футболкой обнаружится. И не наблюдается никаких злоупотреблений предоставленной свободой драйва.
Покажем эту же территорию еще раз, выбрав иной ракурс и подойдя к струям поближе. Тем более что напор воды добавился (или добавили), ярче стало солнечное освещение. Предлагаем, пока на фотографии, полюбоваться на зависшие сгустки жидкости, похожие на взлетевшие льдины. Публике эта площадка определенно нравится, в жаркие летние дни здесь столпотворение отдыхающих. Интересно даже стороннему наблюдателю, не предусмотревшему подходящую форму одежды под такие развлечения.
Несколько преображается и наблюдаемый на таком фоне и корабль Петра Первого. Гигантский монумент отстоит от шутейного фонтана на четыре сотни метров, не такой громоздкий из-за перспективы. Включайте воображение, и парусник закачается на вздымающихся волнах, хотя и подвязаны его движущие полотнища. Присел бы пониже фотографирующий, и иллюзия плывущего корабля была бы абсолютной. Однако не творением Церетели мы пришли любоваться, посмотрим на набережную в другую сторону, потом сверху.
Заключительные фото
Своеобразный балкон – выступ на Пушкинской набережной оборудован как уголок безмятежного отдыха. Длинный ряд оригинальных скамеек, с обратной стороны – лежаков, отделяет гранитное мощение от деревянного настила. Беленькие табуреты позволяют разместиться совсем близко к ограждающему парапету, иногда используются рыбаками. На фоне городских кварталов – конструкции Крымского моста, поименованного памяти ушедшей в прошлое слободы крымских татар.
Отсутствие каких-либо препятствий благоприятствует запуску летающего фотографа, чтобы запечатлеть окрестности с высоты полета пернатых. Проводим коптер над петровским корабликом и делаем снимок территории вокруг Новой Третьяковки/ЦДХ, захватив практически весь парк Музеон. Многие осмотренные объекты укрупненно опознаются и сверху, к непонятным еще есть время подойти. Прекрасно видны Крымский вал и одноименный мост, входная группа и часть территории парка Горького.
На этом закончим иллюстрированное повествование об одном из самых своеобразных уголков столицы. Сотни представленных здесь скульптур интересны любителям этого искусства, равнодушным не мешают неспешно прогуляться. Памятуя драматические обстоятельства, при которых зародился парк Музеон, хочется пожелать столице и стране избежать таких катаклизмов в будущем. Однако историческая память живуча, многие экспонаты ее способны освежить. Нельзя уклониться от прошлого, настоящее тоже скоро перейдет в эту категорию.
Специально планировать прогулку по парку Музеон я бы не стала, он небольшой и как написано в описании особо смотреть там нечего. Но вот если очень хочется, то можно прекрасно совместить с прогулкой по Центральному парку культуры и отдыха им. М.Горького (или просто Парк Горького). Недавно мы с подругой ходили на каток в Парке Горького на дневной сеанс, так что в 15-00 были уже абсолютно свободны, но не нагуляны. Приняли решение продолжить прогулку, поэтому свернули к Музеону, зафоткали несколько милейших скульптур, ужаснулись тому как им наверное холодно зимой и пошли дальше в сторону Храма Христа Спасителя. Кстати, по пути открывается шикарный вид на памятник Петру I на Крымской набережной.
Не нашла как прикрепить фото, некоторые скульптуры очень забавные:)
Ну, чисто прогуляться, если оказался рядом интересно. Я люблю прогуливаться. рассматривать.
Поскольку я и есть дилетант, то есть человек, не имеющий диплома художественного училища, согласен с той нелестной оценкой, которая упомянута автором темы. В эпоху демократических перемен сюда со всей Москвы свозили и кидали прямо на землю неугодных новым властям «железных феликсов». При этом, например, выдающийся памятник Горькому несколько лет провалялся в грязи и получил серьёзные повреждения. Потом территорию решили облагородить, монументы рассовали по кустам, проложили дорожки и построили павильоны с шашлыками и пивом. Затем начали ставить творения современных скульпторов, которым не нашлось иного места в городе.