Сохранилось только одно гражданское сооружение древнего торгового комплекса Великого Новгорода, Воротная башня Гостиного двора. В плотном соседстве – колокольня Николо-Дворищенского собора, который также расположен совсем рядом. Несколько храмов расположены поблизости, некоторые оказались в поле охвата объектива камеры летающего фотографа.
На высотном фото просматривается территория в направлении реки Волхов, ограниченная восстановленной белокаменной аркадой. Здесь была резиденция князя Ярослава, позднее заслужившего прозвище Мудрый, и Ярославово Дворище с Торгом. Какую роль играла Воротная башня Гостиного двора, есть ряд разных версий, и самое главное — когда. Достоверно установлено, что постройка относится к 1686 году, то есть гораздо моложе периода правления князя. Это не умаляет ценности постройки, немного их уцелело со второй половины XVII века.
Управляемый помощник захватил в панораму и русло Волхова с пешеходным мостом, и кремлевские стены. Различимы некоторые сооружения внутри, прежде всего Софийская звонница и одноименный собор постройки 1050-х годов. Возле стены — здание музыкального училища, получившего известность созданием музея трех композиторов. На территории кремля и музей в здании Присутственных мест, головная организация здешней экспозиции. Не виден на фото лишь расположенный напротив памятник тысячелетию России, символ Великого Новгорода.
Архитектура и использование
Воротная башня Гостиного двора –монолитная постройка из двух этажей с мезонином. На его четверике возведен восьмигранный световой барабан с пирамидальным, также восьмигранным куполом. Имеет вход и помещения внизу центральной части, по бокам две проездных арки. Первый и второй этажи могли быть использованы в охранных целях, для размещения караульных или сторожей. Вполне пригодны помещения хоть под склады, хоть под конторские надобности, в разных ипостасях и побывали.
Южной пристройкой для городского училища Воротная башня Гостиного двора соединена с колокольней в 1870-х годах. Военные действия Великой Отечественной войны и фашистская оккупация привели к разрушению всего комплекса строений. Пострадал и объект нашего нынешнего посещения, 1950-е годы были периодом ремонта и воссоздания. Результатом работы архитекторов и реставраторов стала историческая достопримечательность, ныне используемая для музейной экспозиции городского заповедника.
Воротная башня Гостиного двора в роли музея
Новгородский музей-заповедник разместил на вновь обретенных выставочных площадях тематическую экспозицию христианских древностей и художественного металла. Охвачен грандиозный временной промежуток с XI по XIX века, выставлены предметы различного назначения. Безусловно познавательная и зрелищная, выставка дополняется впечатляющими деталями старинного строения, сводами и оконными проемами. Строгость и лаконичность оформления облегчает концентрацию на демонстрируемых раритетах.
Периферийная витрина первого зала представляет довольно мелкие металлические изделия, в основном культового характера. Как и христианская религия, иконопись и обряды, религиозные украшения на Древнюю Русь завозились из Византии. Литье из легкоплавких сплавов наши мастера быстро освоили, научились воспроизводить в собственных литейных формах. Они представлены наряду с готовыми изделиями, не менее любопытны, демонстрируют развитие и усложнение сюжетов. Основным материалом изделий, которые представляет Воротная башня Гостиного двора, была медь, по целому ряду причин.
Низкая температура плавления, самородная и окисленная формы, легкая металлургия меди дополнялись прекрасными литейными свойствами. Предки почувствовали и целебные, антисептические свойства этого металла, приписав ему магические качества. Над боковой витриной вывешены круговые церковные светильники – хоросы, изделия для древнего происхождения просто уникальные. Центральная витрина зала демонстрирует древнейшие церковные атрибуты, изготовленные из медных сплавов.
Редкостью является деревянный алтарный крест с медным покрытием, музей хранит три из четырех российских оригиналов, один показывает Воротная башня Гостиного двора. Рядом две рипиды, внешне похожие на опахала, предметы обряда Евхаристии и чтения Евангелия, крестных ходов и похорон высокопоставленных священнослужителей. Водосвятные чаши, блюда, кресты в витрине напротив – изделия более позднего периода, когда обработка металлов усовершенствовалась. Сплав меди и олова, бронза, имел широкое применение из-за гораздо большей твердости, нежели чистые металлы.
Усложнение изделий с ходом времени, от зала к залу
Совершенствование древней металлургии и способов обработки металлов позволили производить более сложные изделия для религиозных обрядов. Центр экспозиции следующего зала занимает витрина с большими паникадилами, украшенными оловянными деталями. Они использовались для воскурения фимиама – дыма от горения на углях ладана (душистой древесной смолы). Каждение совершалось со времен апостолов при молитвах и религиозных обрядах, практикуется в православии до сих пор.
Медь, олово и их сочетание (бронза) были основным сырьем для изготовления предметов быта и культа. Серебро и золото также применялись, но не столь массово из-за редкости и дороговизны. Расширялся со временем ассортимент изделий, больше внимания мастера стали уделять эстетической составляющей. На тех же паникадилах оправы для цветной слюды уже не просто скрепляют пластинки. Они выполняют еще и декоративную функцию, красота узоров и храмовых куполов одухотворяла православные обряды.
В отличие от забранными решетками широких окон второго яруса, в мезонине они горазда меньше, свободные. Сочетание нескольких винтовых лестниц выглядит оригинально, но это совершенно современные устройства. Неизвестно, каким образом Воротная башня Гостиного двора обеспечивала доступ наверх первоначально, разрушения были значительными, не все восстанавливалось идентичным оригиналам. Экспонаты же по ходу выставки и времени все усложняются, декоративное оформление изделий становится красочнее.
Металлы в иконах и самостоятельными изделиями
В противоположной части мезонина размещены богослужебные предметы более поздних периодов из тех, которые освещает Воротная башня Гостиного двора. Металл в произведениях иконописи использовался и применяется в двух вариантах, как основной материал или оклад. Металлические иконы выполнялись как чеканкой либо выдавливанием изображения, так и горячим, литейным способом. Живописные образы на досках покрывались окладом (ризой) из различных, предпочтительно драгоценных металлов, называли окладными иконами.
Воротная башня Гостиного двора в своей экспозиции демонстрирует все разнообразие металла в иконах. Не каждый посетитель разбирается в тонкостях обработки металла, поэтому все экспонаты снабжены пояснительными надписями. Дополнительно к перечисленным видам представлена комбинированная икона, живописное полотно с накладным крестом и малыми образами. Подобные произведения встречаются нечасто, выглядят достаточно необычно, но довольно привлекательно.
Противоположная витрина показана не летающим фотографом, она запечатлена с лестницы к смотровым окнам. Представленные изделия также относятся к церковному обиходу, но по качеству исполнения приближаются к ювелирным изделиям. Разве повернется язык иначе характеризовать прекрасные лампады? Модель храма, подсвеченная через окно, тоже весьма презентабельна четкостью линий и блеском металла. Многие поднимаются на здешнюю смотровую площадку, оценивают окружающую местность и возможность съемки.
Граненый ярус изнутри и снаружи
Верхний ярус, то есть непосредственно Воротная башня Гостиного двора, ее восьмигранное завершение, является смотровой площадкой. Виды доступны на все четыре основных и столько же промежуточных сторон света, но фотографируют немногие. Хотя оконные рамы с монолитным переплетом, без перекладин, но через стекло фото сродни карикатуре. Поскольку высотная фотография уже показана в начале обзора, портить впечатление не стоит. Площадка кругового обзора, огороженная перилами, переходит в винтовой спуск.
Наружный облик верхней части строения одновременно предельно прост и в то же время выразителен. По углам сопряжения граней – выступы типа пилястр, выше несколько рядов карнизов до крыши. Сборки карнизов словно перетекают в параллельные складки кровельного металла на гранях пирамиды купола. Символику шипованного шара на вершине разгадать не удалось, возможно, это отображение оружия русских богатырей. Такова сокрушительная палица на запястье Ильи Муромца на картине Васнецова.
Восстановленная реставраторами Воротная башня Гостиного двора особенно впечатляюще выглядит снизу, на фоне мрачнеющего северного неба. В этом ракурсе боевая символика навершия становится очевидным, новгородская земля издревле охраняла северо-запад русского государства. Только колоссальная воля и целеустремленность Петра лишили новгородскую твердыню ее былого величия, одновременно возвеличив Россию в мировом масштабе. Однако вовеки не забудется Великий Новгород, его Вече и республика, основа нашей государственности.
Великий Новгород долгое время был охранником земли русской. Как хорошо, что остались такие памятники, к которым можно прийти и ощутить связь времен между поколениями. Надо беречь остатки нашего великого прошлого. Именно в таких древних памятниках заложена наша генетическая память. Сколько поколений проходило мимо этой башни. Гордость за своих предков и любовь к родной земле приходит к нам именно тут.