Старейшее из сохранившихся строений для размещения колоколов, Софийская звонница в кремле Великого Новгорода, официально датируется 1439-м годом. Однако летопись свидетельствует, что это только дата восстановления предыдущей, упавшей вместе с подмытыми крепостными стенами во время разлива реки Волхов. Таким образом, Софийская звонница могла быть построена и вместе с Софийским собором, освященным в 1050 году, и в промежутке в 400 лет.
По сделанной с высоты фотографии, где стрелка указывает на объект посещения, понятна причина обрушения. Явно пониженная складка рельефа тянется от пристани в сторону как раз того места, где расположена Софийская звонница. Известно, что могущественный архиепископ Новгородский Евфимий Второй повелел восстановить утраченное в 1437 году строение в том же виде и на том же месте, назвав строение каменной колокольницей.
Указание было выполнено довольно оперативно, наверняка приняли меры к недопущению таких происшествий. Об авторитетности и полномочиях этого выдающегося церковного деятеля, в том числе в мирских делах, упоминалось в статье Грановитая палата Великого Новгорода. Он умер в 1458 году, а в 1539-м был канонизирован. В 1530-х годах Софийская звонница была увеличена в высоту и расширена с трех колокольных пролетов до пяти.
Колокольная экспозиция
Софийская звонница в наши дни оборудована колоколами современного литья, древнее мастерство литейщиков успешно восстановлено. На территории Детинца, рядом со звонницей и на втором этаже здания, работает выставка древних колоколов, некоторые из них пережили боевые условия последней войны. Просматриваются пробоины от снарядных осколков либо пуль крупнокалиберных пулеметов, есть трещины и сколы.
Появление колоколов в Великом Новгороде исторически связано со строительством Софийского собора. Не знавшие тогда башенных конструкций колоколен, древние строители придумали простое приспособление для подвески в виде арок с несущими балками, что и было воплощено с первого варианта звонницы. Колокола сначала закупали за границей, затем литье освоили псковские, потом и новгородские мастера.
Прежде выставочные раритеты были представлены публике стоящими на кирпичных постаментах. Этими подставками, сохранившимися у стены, Софийская звонница отнюдь не украшается. Однако причина сооружения замысловатых рам из металлических балок и уголков не в этом, было решено проверить состояние экспонатов. Кроме того, имеются сведения о проверке звучания древних инструментов, но неподтвержденные.
В пользу высказанной версии о проверке звучания говорят привязанные к колокольным языкам веревки, соединенные в некую хитроумную систему. Видимо, с помощью деревянных рычагов с грузом, к которому сходятся веревки, можно управлять целым колокольным оркестром. Нечто подобное можно рассмотреть при экскурсиях на действующие колокольни православных храмов, где повсеместно используется языковый звон.
Софийская звонница изнутри
Для продолжения знакомства с колоколами Софийская звонница приглашает посетителей к внутреннему осмотру. Типичное для каменных теремов крыльцо, укрытое навесом с пирамидальным шатром, сохранило свои мощные белокаменные устои. Перед тем, как подняться по лестничным ступеням, большинство экскурсантов обращают внимание на материал и конструкцию крыльца.
Довольно массивные восьмигранные колонны выглядят очень солидно, словно внутренние столбы храма. Гораздо изящнее смотрятся опирающиеся на их капители арочные дуги, образующие сводчатое перекрытие. Ребра свода сходятся в центре образующегося купола довольно красочно, еще краше выглядят арочные проемы входа и боковых ограждений входной группы нижнего яруса, которым Софийская звонница оборудована в XVII веке.
За прошедшие со времен давней реконструкции несколько столетий, в условиях революционного запустения и войны, Софийская звонница не могла не пострадать. Она утратила лестницу на второй этаж западной пристройки, которую в целях надежности выполнили из металлических направляющих и ступеней. Приличной высоты лестничный пролет надежно огражден металлическом частоколом с деревянными перилами.
Зато внутренняя стена выдержала испытания временем и невзгодами, сохранились даже декоративные элементы отделки. В этом качестве древние каменщики использовали стилизованный контур женского кокошника, старинного головного убора. Неоднократно повторенные фигурные очертания образовали объемные ложные арки, которые разграничены неприметными пилястрами.
Оставленные на лестнице для наглядности без штукатурки древние кирпичи кое-кому не нравятся, зато на втором этаже отделка безукоризненна. Здесь разместился мини-музей колоколов, который не идет ни в какое сравнение с Валдайским музеем колоколов и Валдайским музейным колокольным центром. Многие могут подумать: «За что здесь брать плату, ведь основное осмотрено на улице?» Оказывается, колокольная коллекция, демонстрирующаяся под открытым небом, – далеко не все из того, что предлагает Софийская звонница своим посетителям.
Получается, что осмотр самых больших колоколов бесплатен, а коллекцией считается лишь собрание из 14-ти более мелких собратьев здесь, на втором этаже. Дополнительно продают билеты на экскурсию по так называемому боевому ходу, как именуют прохождение по гребню крепостной стены древнего Детинца. Отдельно оплачивается подъем на смотровую площадку, которой оборудована Софийская звонница.
Взгляд напоследок
Еще одно фото, где Софийская звонница – на переднем плане, среди ближайших зданий и сооружений Новгородского кремля, в ее современном состоянии. Последние переделки были произведены в XVIII веке, далее только восстанавливалось утраченное в экстренных обстоятельствах. Переделки существенны – выполнена набравшая популярность бочкообразная продольная крыша, посередине установлен барабан с куполом.
Софийская звонница является крайне редкой архитектурной формой, использование таких строений прекратилось с появлением башенных вариантов. Весьма удачная фотография нашего летающего помощника достойно представляет ее особенности и достойно завершит небольшую статью. Они – и статья, и фото, призваны напомнить, что Софийская звонница достойна внимания при экскурсии по кремлю Великого Новгорода.