Следующая комната — семейный салон обставлена гарнитуром мягкой мебели, который настолько изящен, что хочется, чтобы он запомнился из всего изобилия экспонатов. Здесь можно видеть портреты супружеской пары последних частных владельцев – Альбрехта Дубского и его жены Юлианы, урожденной Митревской. Супруги были бездетны, именно поэтому на замок Лысице по чешской реституции претендовать некому.
Малый салон последнего хозяина, покинувшего замок Лысице в ходе Второй мировой войны, Альбрехта Дубского, оснащен действующим камином. Это подтверждается нагаром на кирпичной кладке топки, приготовленными на стойке приспособлениями для обращения с открытым огнем. Массивные кресла с оригинальными решетками в конструкции стоят у столика с пепельницей, мужчины явно здесь курили перед топкой с пирамидальным газоотводом, эвакуировавшим табачный запах.
Столик и пара этажерок в салоне имеют оригинальные, словно витые, ножки, искусно вырезанные из дерева. Стоящие на этажерках шкафчики с откидными дверцами вполне подходят для хранения курительных принадлежностей, хотя это только догадка. Над стеллажом с разнообразной литературой размещены миниатюры в круглых рамках, выполненные в одинаковой манере неизвестным художником.
Библиотека Альбрехта и следующие помещения
Рабочий кабинет Альбрехта Дубского, совмещенный с его библиотекой – небольшая комната на одно окно. Книг здесь немного, особенно по сравнению с двумя ранее осмотренными библиотеками замка. О занятиях Альбрехта известно лишь, что он продолжил выпуск крепежных изделий, освоив кроме гвоздей и шурупы. Однако когда проволока стала дороже изделий из нее, производство было свернуто и продано под выпуск кружев.
В раме над рабочим столом – изделия фабрики Дубских. Над книжным стеллажом картины, выдающие увлечения хозяина, изображены снова лошади, а еще охотничья собака. Есть и женский портрет возле окна.
Дверь из библиотеки ведет в небольшую Голубую комнату, которую можно было использовать для более комфортного чтения либо приватных бесед. Меблировка исчерпывается столом с диваном и стульями, есть еще комод возле стены. Комнатные пальмы в горшках дополнены букетиком цветов.
Зато шикарно выглядят явно старинные часы на комоде, со скульптурной группой в основании. Выше размещена батальная картина морского сражения, по бокам – два портрета мужчин в мундирах. Рискнем предположить, что изображен на одном адмирал Эрвин Дубский, а на втором – эрцгерцог Франц Фердинанд. Если это так, то версия о знакомстве и совместном путешествии может получить обоснование.
Уже из Голубой комнаты в открытую дверь просматриваются шторы на окнах следующего помещения, его называют Общественным салоном. Из названия и обстановки зала понятно его предназначение для мероприятий с участием гостей, часто навещающих замок Лысице. Меблировка салона позволяет организовать и торжественный прием. И танцевальный вечер. И любое другое мероприятие.
В плане ценности произведений искусства общественный салон превосходит многие другие помещения в имении. В простенке дальних окон над мебельным набором – альпийский пейзаж известного живописца Йохана Фишбаха – Возвращение с пастбища. За пышной пальмой можно обнаружить женский портрет, написанный официальным портретистом императорского двора Антоном Эйнсли.
Полигоны – уникум, отличающий замок Лысице от других
Многие хозяева поместья увлекались охотой, для этого популярного среди аристократов занятия использовались окрестные леса. Там был оборудован и стрелковый полигон, позволяющий тренировать меткость бех поиска дичи. С появлением стрелковых тиров уникальные мишени были перенесены в замок Лысице, в специально отведенные помещения – Малый и Большлй полигоны. Мишени не были похожи на цели нынешних стрелков, это были рисунки, иногда художественно ценные.
Малый полигон обставлен мебелью в егерском стиле, одном из направлений бидермайера. На стенах размещено 13 рисованных мишеней, а также многочисленные охотничьи трофеи – рога на стенах и даже в виде люстры, шкуры животных на полу.
Смежная комната использовалась, вероятно, для отдыха спутниц увлекающихся охотой мужчин. Здесь расставлен удобный мебельный набор, есть отопительная печь в белом кожухе. Пейзажи на стенах, близкие по стилю исполнения и габаритам, изображали ландшафты охотничьих угодий.
Большой полигон значительно длиннее, в зале размещено 39 мишеней, а всего замок Лысице располагает более чем полусотней этих необычных экспонатов. Помещение вполне могло бы служить танцевальным залом, но женские силуэты здесь вовсе не для этого. Большой полигон практически не имеет мебели, не считая оружейных ящиков вдоль стен. Дополняют интерьер только рога животных на стенах помещения, причем в огромном количестве.
Нужно признаться, что существование подобных мишеней оказалось совершенно неожиданным. Ни в одном из замков, и не только в Чехии, подобного видеть не приходилось. Несколько фривольные женские фигурки, принимаемые за мужское развлечение, оказались стрелковыми куклами, то есть картонные женщины держат мишени. Тем не менее, своими внутренними полигонами замок Лысице удивит еще многих своих посетителей.
Заключая получившуюся пространной статью, дочитавшим до конца хочется дать совет по посещению. Приезжайте в замок Лысице хотя бы на пару дней, проблем с размещением не будет. Зато сможете не только увидеть интересные интерьеры, но и прогуляетесь по парковым объектам в непосредственной близости.