Чешский аристократический замок Лысице никогда не осаждали неприятельские войска, поэтому он достаточно хорошо сохранился. Расположен этот музейный объект к северу от Брно, немногим далее 30 километров. Избежавшее периодов запустения поместье сохранило и внешний облик, и интерьеры помещений, а с 1945 года находится в государственной собственности. Главное здание из трех этажей с часовой башней – только часть бывшей усадьбы, располагавшей несколькими ухоженными парковыми комплексами.
Архивные материалы содержат сведения о наличии крепости на этом месте уже в 1480 году, о перестройке в стиле Ренессанса в XVII веке. Нынешнее состояние замок Лысице обрел в первой половине следующего столетия, при последних частных владельцах из рода Дубских. После окончания Второй мировой войны аристократы эмигрировали из страны, а поместье было обращено в собственность Чехословакии. О претензиях наследников на возврат усадьбы в рамках объявленной в Чехии реституции сведения отсутствуют.
Окрестности и внутренний двор
Лучше любых словесных описаний сооружения на территории усадьбы и ее окрестности представят фотоснимки, выполненные беспилотником. Ориентироваться при этом легко по хорошо видимой колоннаде вокруг большого цветника, она расположена с восточной стороны главного здания. С северной стороны замок Лысице граничит с живописной возвышенностью, которую покрывает зелень лесного массива с лужайками среди деревьев.
На представленных фотографиях видно и небольшое поселение, окружающее замок Лысице с юга, и территория самого имения. Между ними проходит заключенный в каменные берега канал или русло реки с несколькими мостами. Второе водное препятствие возникает перед главным зданием, перейти ров можно по единственному мосту. Четко распланированные садово-парковые зоны очень разнообразны и достойны отдельного описания.
Образованный стенами нескольких корпусов внутренний двор делает замок Лысице схожим с другими аналогичными строениями, например, замками Нелагозевес или Леднице. Центральное здание со стороны двора имеет широкую входную арку, подоконники первого этажа украшены цветущими растениями в контейнерах. Арочными выполнены оконные проемы второго этажа, имеющие выход на общий балкон на весь фасад.
Боковые корпуса на двух нижних этажах оборудованы проходными галереями, огражденными смыкающимися арками. Внизу все арки выходят на площадь двора, они заняты скамейками для отдыха и растениями в больших горшках. Арки на втором этаже ограждены балконными барьерами с гербами окрестных семейств, как и на главном здании. Вся площадь внутреннего двора вымощена каменными плитами разнообразной формы, в центре – живописная композиция из растений с пальмой посередине.
Тур «А» — первая экскурсия в замок Лысице
На мозаичном полу перед лестничным маршем помещен женский бюст из каррарского мрамора на высоком постаменте, рядом – ваза с роскошным букетом. Почитание не относится к изображенной персоне, девушка эта неизвестна даже местным служителям. Дело в авторе произведения – это известный французский скульптор, маркиз Проспер д’Эпине, признанный мастер портрета. Ему прекрасно удавалось в камне изображать прозрачную ткань, блестящий пример тому – просящий подаяние Амур, закутанный вуалью, в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Сама лестница сочетает белый камень ступеней и кованый металл ограждения, выглядящего издали как графический орнамент. Местные предания рассказывают, что этой лестницей не раз проходил наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд с морганатической супругой, графиней фон Хотков. Они оба стали первой жертвой Первой мировой войны, именно их убийство фанатиком Гаврилой Принципом стало формальным поводом к вооруженному конфликту. Соображения по поводу знакомства вельможи с Эрвином Дубским, которому принадлежал замок Лысице, будут сообщены в конце описания первой экскурсии.
Писательская библиотека
Одним из первых помещений экскурсионного маршрута посетители осматривают библиотеку представительницы семейства Дубских, избравшей карьеру литератора. Выйдя замуж за немецкого военного инженера и став баронессой, Мария Эбнер-Эшенбах стала видной писательницей и драматургом Австрии. Помещение для творческих занятий и размещения книжного собрания практически полностью отделано с использованием древесины. Таковы стенные панели и книжные шкафы, скульптуры на стене и потолок.
Оригинально смотрятся массивные потолочные балки и резные панели между ними. На торцевой стене портрет писательницы в расцвете творчества, 43-летнюю Марию изобразил венский художник Юлий Блас. Вокруг картины размещены скульптуры известных писателей и драматургов, наиболее почитаемых Марией Эбнер-Эшенбах. Бордовая скатерть длинного стола и такая же обивка полки под шкафами словно направляют взгляды на стену с портретом. Под ним на столике размещены документы о литературных наградах писательницы, книги которой переводили на русский в начале прошлого века.
Далее посетителям замка предлагают заглянуть в комнату без особой отделки, в которую приносили блюда перед подачей в парадную столовую. Представленные здесь вещи не лишены интереса, особенно резная выставочная витрина. Интригуют заключенные в багеты для живописных полотен изображения диковинных рыб, сделанные явно не с художественными целями.
Заслуживает внимания и коллекция посуды из самых разных материалов, собранная в этой комнате исключительно с целью демонстрации, так как приготовление пищи производилось в другом месте. На нижней полке витрины, которая скорее всего именуется иначе, стоят хозяйственные предметы из меди солидных размеров. Выше – более изящные, даже грациозные вещи из серебра и/или фарфора. Стол занят образцами чешского стекла, в изготовлении которого местные стеклодувы слыли большими мастерами.
Парадные обеденные помещения
Малая столовая использовалась обитателями замка только для семейных обедов в узком кругу. Помещение выполнено смежным с Большой столовой, сюда приготовленные на нижележащей кухне блюда доставлялись при помощи лифта. Обстановка выдержана в стиле неоклассицизма, возвращены мотивы античности. Нынешним туристам, посещающим замок Лысице, малая столовая предстает в качестве чисто выставочного помещения. На столах для размещения еды только подсвечники и сувениры, будничные функции просматриваются только в наличии керамических колпаков (клошей) для горячих блюд.
Форма и обрамление зеркала, расположенного на стене за декоративной колонной, повторяется посудной нишей на противоположной стене. Здесь размещены лучшие из стеклянных предметов, собранных в семейной коллекции. Небольшой застеленный белой скатертью столик приспособлен для демонстрации фарфоровых тарелок, установленных на подставки для лучшего обзора. Небольшого размера пейзажи на стенах гармонируют с общим стилем оформления, удачно дополняя интерьер.
С особой тщательность оформлено помещение Большой столовой, где размещались до полутора десятков обедающих или ужинающих. На полу – старинный паркет, обновленный при мероприятиях реконструкции. Широко использована лепнина, от потолка и карнизов до обрамления под каждую раму картин и украшения дверного проема. Огромная бронзовая люстра на множество рожков висит над центром большого стола, центром симметрии оформления выступает камин.
Дополнительный стол в проеме между широкими окнами ничем не занят, кроме антикварных часов. Главное украшение Большой столовой – живописные полотна известного художника Йохана Хамилтона. Изображены на большинстве картин лошади Испанской школы верховой езды в Вене, описанной в одной из наших статей. Интересно, что замок Лысице – не первый в Чехии, где изображены лошади этого учебного и одновременно концертного заведения, похожие встречались во Вранове. Объяснение простое – конезавод располагался на земле древней Чехии, в городке Липица, сейчас находящемся на земле Словении, а предки лошадей были завезены из Испании.
Большой салон и часовня
Предстающий перед современными посетителями интерьер Большого салона был оформлен в первой половине XIX века. В это время семейство возглавлял сын первого владельца, видный чиновник и промышленник Эммануэль Дубский. Его бизнесом было метизное производство, проще говоря, выпуск гвоздей. Подробности технологии неизвестны, скорее всего это был способ ковки. Качество местных гвоздей позволило экспонировать эту продукцию на парижской промышленной выставке. Портрет Эммануэля – самое большое полотно в зале, далее изображение его жены Матильды, видной придворной дамы, известной основанием в Брно первой детской клиники.
Изысканный мебельный гарнитур изготовлен из древесины палисандра, это дерево растет в Бразилии. Почти вдвое тверже дуба, прочная и хорошо полируемая древесина палисандра идеальна для изготовления мебели. Обивка мебели подобрана под драпировку стен, перекликается с таким оформлением и роспись потолка, удачно имитирующая лепные узоры.
Замок Лысице собирал в этом помещении элиту аристократов Моравии тех лет на литературные и музыкальные вечера, танцевальные и иные мероприятия. Традиции возрождены и поддерживаются до сих пор, круг присутствующих совсем другой, а организуются мероприятия государственным персоналом. В наборе услуг есть даже свадебная церемония, в этих стенах весьма эффектная.