Нечто подобное по устройству представляет Музей археологии Москвы, находящийся на месте реальных раскопок на 7-метровой глубине. Там представлены конструкции древнего Воскресенского моста.
На фоне старинной кладки выразительнее смотрятся археологические находки, в обычных условиях на эти мелочи никто бы и внимания не обратил. Баночки и склянки, похожая на уксусную трехгранная бутылочка соседствуют со статуэткой и чайником с отбитой ручкой и без крышки. Более интересно смотрятся древние монеты, помещенные под увеличительные стекла.
Найденные в большом количестве монеты мелкого достоинства представлены россыпью, в контурах отпечатков обуви. Пластиковые следы не дают монеткам рассыпаться, да и сами привлекают внимание посетителей.
Парадный Екатерининский зал
Большой дворец Царицыно в современном состоянии имеет два главных парадных зала, наиболее красочно оформлен Екатерининский. Благородное сочетание белого цвета и позолоты создает впечатление воздушности, несмотря на солидные размеры конструктивных элементов и деталей декора. Периметр помещения украшен парными коринфскими колоннами с растительным рельефом капителей.
Позолотой отделаны не только капители и базы колонн, но и сами стволы. Позолоченным выполнен рисованный фриз, другие детали стен и сводчатого потолка. На фоне красного бархата в центральной нише выставлена выполненная скульптором Опекушиным статуя императрицы, ранее располагавшаяся в Московской городской Думе. Чудом уцелевшая в революционную эпоху, более чем 2,5-метровая скульптура очень эффектна.
Уникален полированный паркетный пол, искусно выполненный из ценных древесных пород. Оригинален орнамент сводчатого потолка, украшенного несколькими хрустальными люстрами. В отличие от остальных, колонны одного из торцов зала выполнены из очень декоративного мрамора и оставлены без позолоты, за исключением баз и капителей. Эти колонны уже ионического стиля, с характерными завитками волют на капителях.
Четыре ионических колонны поддерживают балкон с позолоченной балюстрадой, проходящий вдоль торцевой стены. В образовавшемся под балконом атриуме размещены живописные декоративные торшеры, на стене — крупное живописное произведение. Триптих художника Максимова, описывающий процедуру коронации Екатерины, выглядит как дополнение к противостоящей мраморной скульптуре.
Экспозиция Золотого века
Эпоха екатерининского правления Россией прозвана Золотым веком за преобладание позитивных событий. Даже ужасный пугачевский бунт, едва не расколовший страну, не омрачил это время в истории и памяти народа. Для оживления экспозиции шедеврами живописи музей-заповедник одалживает на время подлинники картин, имеющих отношение к Золотому веку. В момент нашего посещения экспонировалась картина, изображавшая Гаврилу Державина, поэта и государственного деятеля.
Автором был прижившийся в России итальянец Сальваторе Тончи. Державин учебу в гимназии не закончил, 10 лет служил солдатом и прапорщиком. Участвуя в подавлении восстания Пугачева, стал полковником. Его ода Фелиция была замечена Екатериной, Державин не раз назначался губернатором, был и министром юстиции, и сенатором, но из-за независимого характера нигде не задерживался.
Основу экспозиции Золотого века составила хронологическая лента на стене одного из помещений. Там параллельно отмечены события в жизни императрицы и исторические вехи периода ее правления. Представлены исторические документы, сохранивштеся с тех давних времен, а также произведения искусства.
Выделяется в начале экспозиции обитая бархатом застекленная витрина с воинскими символами. Парадные образцы личного холодного и огнестрельного оружия собраны в живописную группу. Дополненную небольшими сигнальными артиллерийскими орудиями. Рядом – опись всех предметов, размещенных в витрине.
В следующей комнате размещен закрытый стеклом стол с документальными свидетельствами эпохи. На стенах – ряд портретов, здесь сама правительница и ее окружение, карты присоединенных земель. Сувенирная витрина в основном заполнена подставками разной величины, на них – немногочисленные экспонаты.
Самый интересный экспонат здесь – образец слияния искусства нескольких жанров, деревянные инкрустированные часы с действующим органом. Мебельщики, часовые механики и музыкальные мастера Англии XVIII века создали оригинальный комбайн для аристократической гостиной.
Портреты современников и другие экспонаты
Продолжение предыдущей экспозиции включает несколько столов – стендов возле стен и в центре помещения. Возле дверного проема – объемная витрина по сути с единственным экспонатом – художественной шкатулкой, предположительно из слоновой кости. Основное содержание составляют живописные полотна на стенах. Выделяющийся роскошным багетом портрет Екатерины Великой запечатлел императрицу в дорожном костюме, уже в преклонных годах.
Так она выглядела во время нашумевшего визита на Крымский полуостров, завоеванный ее последним фаворитом Георгием Потемкиным. Рядом справа первый фаворит, один из приведших ее к власти – граф Григорий Орлов. Сбоку портреты выдающихся монархов Европы – прусского императора Фридриха Второго Великого и Марии Терезии, долголетней императрицы Священной Римской империи германской нации.
Центральная витрина следующего помещения посвящена мебельным изделиям. Здесь два кресла с широкими сиденьями и оригинальными спинками, а также два изделия для письменных занятий. Более массивный секретер с высокой столешницей и верхним ящиком в виде домика приспособлен для письма стоя. На нем справа статуэтка императрицы, серийно выпускаемая Императорским фарфоровым заводом.
Более изящен и миниатюрен австрийский секретер, скорее даже бюро с часами на столешнице. Раскрытые толстые тома демонстрируют читательские предпочтения неведомых хозяев. Витрина возле правой стены содержит образцы изделий из фарфора и хрусталя, ближе к углу еще несколько исторических личностей на портретах.
Один из любопытных экспонатов изображен на фото крупным планом. Пояснительная табличка сообщает сведения об использованных при изготовлении материалах и технологиях автоматической игрушки «Птичка в клетке».