Возле стены в середине зала размещен бюст первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга светлейшего князя Меншикова. Выходец из простонародья дослужился при Петре Первом до генералиссимуса, одного из трех в истории России и СССР.
Изображен Александр Данилович в парадном мундире при орденах, в пышном парике. Дата работы скульптора М. Витали кажется поздней для тематики зала – 1849 год, однако это гипсовая копия бронзового бюста работы все того же Растрелли 1717 года, сделанного при жизни Меншикова и хранящегося в Эрмитаже.
Еще одна работа старшего Растрелли представлена в Русском музее и одновременно в Эрмитаже. Это варианты парадного портрета императора Петра Великого, изображенного в воинских доспехах. Одеяния властелина богато украшены плюмажем и лентами, взгляд его тверд и решителен. Эти качества царя – реформатора в полной мере почувствовали на себе не только его приближенные, но и весь народ российского государства, его союзники и противники. Жесткость методов проведения исторических преобразований в глобальном масштабе была оправдана отсталостью страны, а результаты петровских реформ вывели ее в ряды передовых держав того времени.
Несколько залов Михайловского дворца посвящены образцам религиозной живописи. В них представлены иконы, датируемые периодами до и после XV века, отдельно – самобытные иконы русского Севера.
Иконопись начала зарождаться в период гонений на христиан, вынужденных скрываться в подземных катакомбах, где и остались первые наскальные изображения. Развитие искусства написания икон происходило в Византии, оттуда религиозная живопись проникла в балканские страны и на Русь.
Для икон характерна обратная перспектива, как бы приближающая созерцателей к изображаемому лику. Именно лицо, выражаемые им чувства и мысли были предметом детального изображения, тела рисовались часто условно или скрывались за драпировкой одеяний. Наряду с прибывшими из Византии иконами, на Руси появились и собственные мастера. Нашим иконам было присуще спокойствие сюжетов, большие габариты изображений.
Лучшими мастерами иконописи были приехавший из Царьграда Феофан Грек, доморощенные мастера Андрей Рублев, Дионисий и Симон Ушаков. Чудные иконы Рублева обеспечили его канонизацию в чине православного святого. На следующем слайде можно ознакомиться с изображением святого Кирилла Белозерского в окружении малых образов работы Дионисия.
m
Отдельный зал потребовался для показа масштабного полотна Ильи Репина, выполненного по императорскому заказу, и многочисленных зарисовок и этюдов к этой картине. Художнику требовалось изобразить около шести десятков высокопоставленных вельмож, в том числе Николая II, на торжественном заседании Государственного Совета империи, посвященному 100-летнему юбилею этого органа.
Живописец был не только допущен на заседание, ему предоставили помещение для зарисовок с натуры, а чиновников обязали позировать. Огромный объем работы и короткий срок, установленный для выполнения, вынудил живописца впервые пригласить помощников, собственных учеников Кустодиева и Кулакова.
На полотне был запечатлен завершающий момент мероприятия, когда секретари раздают юбилейные медали членам Совета. Переполненность картины персонажами затрудняла оценку отдельных образов, но выставленные затем предварительные этюды наглядно показали довольно неприятные черты, присущие вельможам.
Русским музеем собрана обширная коллекция живописных произведений второй половины XIX века. Часть картин из этого собрания выставлена в Михайловском дворце. Их можно просмотреть на прилагаемом слайдере. В частности, здесь показаны исторические произведения Флавицкого (Христианские мученики в Колизее) и Смирнова (Смерть Нерона).
Далее красочная картина Генриха Семирадского (Фрина на празднике Посейдона), рассказывающая о соревновании в красоте между гетерой Фриной и богиней Афродитой. Прямо с персональной выставки Семирадского произведение было куплено Александром III и экспонировалась сначала в Эрмитаже до 1897 года , затем была передана в Русский музей.
Интересны и остальные слайды, демонстрирующие картины разных жанров. Здесь и жизненные ситуации, и пейзажи природы, и городские виды. Можно упомянуть пейзаж Каменева – Вид у окрестностей села Поречье, образец спокойного изображения природного ландшафта.
В торцевой части одного из помещений Михайловского дворца, в промежутке между двумя парами колонн, установлена скульптурная группа из мрамора. Композиция, имеющая название Баян, выполнена известным польским ваятелем Пием Велионским, выпускником российской Академии художеств.
Легендарный славянский вещий певец завораживал своим пением древних дружинников, вдохновлял их на ратные подвиги. В демонстрируемой скульптуре изображен древний старец, поющий и играющий на лютне, с задремавшим на его колене спутником.
Далее представленная группа слайдов нашего обзора посвящена экспозиции, рассказывающей об истории замысла и организации хранилища русского искусства. Задумка императора Александра III была реализована его сыном — создана экспозиция, освещающая всю историю искусств от образования древней Руси.
Первоначально Русский музей включал имя Александра III в свое наименование, и исторический рассказ начинается с его статуи. Император изображен в парадных одеяниях, при символах самодержавной власти.
Никогда не упускаю случая посетить музей когда бываю в Питере и в очередной раз была там 2 дня назад. Очень люблю и интересуюсь русской живописью, поэтому экспозиция музея неизменно производит на меня огромное впечатление. И если в первый раз глаза разбегаются и ты бежишь по залам, чтобы успеть все посмотреть, то потом можно полчаса сидеть и наслаждаться любимыми полотнами. Для меня это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Небольшой совет: лучше посещать музей рано утром, до прихода больших групп.
Во время учебы в Ленинграде Русский музей был для меня самым любимым, раз в месяц я обязательно туда ходила, практически все экспонаты постоянной экспозиции знала
Каждый раз любовалась картинами Куинджи, особенно «Лунная ночь на Днепре», смотреть на которую никогда не надоедает.