Кунсткамера – бывшая личная коллекция редкостей первого российского императора, ныне академический Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Известное и многих ужасающее собрание врожденных отклонений и уродств – не главные экспонаты Кунсткамеры. Здесь собраны свидетельства жизненного уклада многих народов мира, расширяющие наши представление о богатстве и разнообразии человеческих цивилизаций. Здание Кунсткамеры – одна из достопримечательностей северной столицы.
Идея создания российского собрания диковин пришла Петру во время Великого посольства, когда он наблюдал подобные коллекции в европейских странах. Помимо обретения новых союзников России и познания технических новшеств, путешествующий инкогнито под видом урядника Михайлова русский царь вывез из Европы и концепцию общедоступного хранилища, и целый ряд экспонатов.
Формирование царского собрания началось еще в Москве с закупки целиком ряда иностранных коллекций. Разыскивались экспонаты и по России, за них давали награду, а за сокрытие редкостей грозил крупный штраф.
С переносом столицы коллекция переехала в Летний дворец Петра в 1714 году, это и считается датой основания музея. Постройка отдельного здания начата в 1718 году, в 1726 туда переехало собрание, а завершили строительство только в 1734 году, уже после кончины императора. Два корпуса по 3 этажа объединились многоярусной башней с куполом.
Экспозиции первого этажа Кунсткамеры
Этнографическая экспозиция Кунсткамеры начинается с раздела Северной Америки, который в свою очередь описывает последовательно весь континент начиная с севера. Витрины с описанием жизни и быта эскимосов и других северных народностей демонстрируют характерные для них одежды, орудия охоты и предметы повседневного пользования.
В витрине можно видеть, что длинные сапоги, да еще и утепленные, изобретены задолго до наших дней. На открытом стенде выставлены сани для транспортировки добытых морских животных, которые наряду с рыбой были основой пищевого рациона северян.
Подробно, с подразделением по отдельным племенам, представлены североамериканские индейцы. Общее название этих многочисленных народностей произошло от ошибочного представления о попадании европейских путешественников в Индию, при том, что прибывали они на ранее неизвестный континент.
Каждое индейское племя отличалось от прочих одеждой и верованиями, способами добычи пропитания и разной степенью воинственности.
При этом многие племена использовали водные средства передвижения, построенные по схожему принципу. Не помещающаяся в витрину пирога из березовой коры размещена наверху, это натуральная ее величина.
Общее построение конструкции залов хорошо просматривается на примере зала Японии. Мощные квадратные пилоны поддерживают пологие арки сводов со слегка рельефной поверхностью. Мягкая цветовая гамма всех элементов и полового покрытия позволяет сконцентрироваться именно на экспонатах, не отвлекаясь излишне на детали оформления.
Японский зал включает как невысокие застекленные стенды, так и более высокие витрины, позволяющие использовать для показа одежд манекены в рост человека, что обеспечивает наглядность и сравнимость увиденного с современниками.
Среди японских витрин внимание посетителей привлекает демонстрация традиционной японской чайной церемонии. Это целый ритуал, описанный в представленных в витрине планшетах и показанный в действии с использованием манекена, предметов для приготовления и употребления популярного напитка.
Регламентирована при этом не только используемая посуда, но даже каждое движение готовящей и разливающей заварку (делали это, как правило, женщины). Чайные традиции, заложенные в древности несколькими школами, сохраняются в консервативной японской культуре до наших дней. Владение чайной церемонией считается и сейчас обязательным навыком для японских женщин.
Столь же древнее происхождение, как и чайная церемония, имеют различные течения японского театрального искусства. Театр Но произошел от представлений бродячих артистов саругаку, использовавших элементы акробатики и жонглирования, ходули и фарс. Со временем прибавились пение и танцы, использование масок и условных жестов.
Театр Кабуки возник позже, вобрав ряд элементов Но и обогатив сюжеты представлений. Кабуки разыгрывают три основных вида спектаклей – исторические, семейно-бытовые и танцевальные. Основой концепции Кабуки являются ценности буддизма, а основной сценической формой являются причудливые статичные позы, которым учатся подолгу и даже передают по наследству. Оба направления театра Японии характерны длительностью представлений – 5 часов и более.
Обособленным направлением японского искусства являются представления Кагура – музыка и танцы религиозных церемоний, посвященных древним богам природных сил. Духов восхваляют или просят о помощи, либо развлекают при благоприятных обстоятельствах.
Конечная часть японского раздела размещена в соответствующем ярусе центральной башни здания Кунсткамеры. Округлый зал с куполообразным с росписью потолком и окнами на нем со следующего яруса содержит несколько витрин в форме старинных шкафов, где представлены черно- белые сюжеты исторического характера.
Представлены традиционные одеяния японцев и различные церемонии их своеобразной культуры, сцены выступлений народных музыкантов и танцы на ходулях с зонтиками, граничащие по сложности с цирковыми представлениями.
Африканская экспозиция занимает несколько витрин, представляющих быт и занятия населения стран этого континента, расположенных южнее пустыни Сахара. Одна из витрин этого зала демонстрирует разнообразие одеяний жителей самого жаркого земного континента.
В зависимости от климатических условий и нравственных представлений народов африканцы могли ограничиваться набедренной повязкой либо ходить полностью закутанными, кроме лица и кистей рук.
Выставлены также бытовые и культовые предметы, знаки власти и украшения. Здесь же образцы тканей различного происхождения, расцветок и качества.
Анатомические диковины
Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки, расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.
Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.
Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.
Музей, действительно, необычный. Я была здесь только однажды, много лет назад и просто недооценила то, что здесь предлагается посмотреть. Сейчас бы я смотрела на экспонаты другими глазами, взрослого, с большим жизненным опытом человека. А зал аномалий наводит на грустные мысли, как ничтожен человек, как хрупко его физическое тело.
Была в Кунсткамере в 2015 году. Я, по своей натуре, очень люблю смотреть на бальзамированные штуки
Музей меня дико впечатлил. Помню, что даже после посещения ещё неделю думала о создании своего музея «уродов». Некоторые экспонаты просто впечатляющие. Наверное, что тогда я поняла, что курение и алкоголь — красный крест для меня. Этнографическая экспозиции не так сильно меня зацепила, но смотреть всё равно было интересно.
На самом деле это очень интересно, посмотреть на аномалии и «детей уродов», но когда начинаешь представлять, что таких маленьких детей специально выискивали, становится немного жутковато. Вообще было тяжело находиться в Кунсткамере, это зрелище точно не для детей.
>
Думаю, что полдня в Кунсткамере достаточно, чтобы внимательно ознакомиться с всеми экспонатами, в том числе и с экспозицией уродцев, и всякие этнографические экспонаты. Но вот, что я вам настоятельно рекомендую- это обратиться к услугам экскурсоводам, они в Кунсткамере рассказывают очень интересно о таких экспонатах, которые без них можно пройти и не заметить, а у них такая история, которую надо обязательно узнать. Мы для начала взяли индивидуальную экскурсию, нас было четверо, нам девушка-экскурсовод просто отлично и с большим знанием дела, с огромным количеством интереснейших фактов, все рассказала, а потом мы еще часа полтора-два ходили самостоятельно по «местам боевой славы» только что проведенной экскурсии. Конечно, уродцы впечатлили больше всего, я был с детьми, ничего страшного они в них не увидели. Вообще же в Питере я всем рекомендую пользоваться «внутренними»экскурсиями музеев, там работают просто энтузиасты своего дела. В музее Пушкина на Фонтанке с нами работал молодой человек- экскурсовод в протертом свитере, но он так рассказывал об Александре Сергеевиче! Это надо было слышать! Особенно, когда он рассказывал о смерти поэта, просто слезы подступали к горлу, а этот парень как будто снова проживал эту трагедию…Экскурсоводы в Петербурге особенные, и меня никто не переубедит, что это не так!
Одно из самых необычных и популярных мест северной столицы. Я бы хотела побродить по залам Кунсткамеры. Кто знает, где-то есть виртуальные экскурсии в этот музей? Чтобы можно было не выходя из дома всё посмотреть?
нам повезло, мы были там с мамой по осени. и очередь была небольшой, по сравнению с тем, какие они часто бывают. нам даже не пришлось стоять на улице))) прошли буквально за 3-4 минуты.
помимо всяких уродцев там много всего интересного)))
помню расписные ковры во всю стену, всякие статуи, монеты, предметы быта. там выставки разбиты на страны (Северная Америка, Япония, Китай, Корея, Индия и тд)
мне понравилось!) сходите, кто желает. лучше идти осень и прям перед открытием
Кунсткамера – музей, достопримечательность представляющая для многих людей интерес.
По факту : возведение её на Васильевском острове было абсолютно случайным.
Когда по острову, который был еще не полностью застроенным, прогуливался Петр I, он увидел сосну, имевшую весьма причудливую форму, и дал ей название дерева-монстра.
А так как император давно имел в своих планах постройку нового музея, в котором были бы различные диковинные вещи, это и предопределило его будущее место.
Были в кунсткамере в апреле 2017 года. В общем и целом впечатления положительные, но с примесью какой-то тревоги, что ли. Не совсем просто смотреть на аномалии человеческого тела, на все эти баночки с удивительно неприятным содержимым. Однако важна идея и проделанная работа. Также было познавательно посмотреть на женскую и мужскую одежду прошлого народов мира.