Музей ГУЛАГа создан по указанию московского мэра Лужкова, первым директором был сын репрессированного большевика Владимира Антонова-Овсеенко, Антон Владимирович, сам побывавший в лагерях в статусе потомка врага народа. Это учреждение одновременно является мемориалом погибшим и пострадавшим во время сталинского террора и предупреждением власть имущим от подобного образа действий.
Намеренно мрачный внешний облик здания стилизован под тюрьму, являясь фактически одним из экспонатов. При этом отношения к тюрьмам и лагерям это здание не имело. Первоначальное назначение его неизвестно, перед передачей музею ГУЛАГа здесь была одна из несчетного количества контор.
Директор учреждения теперь уже другой, потомок Антонова-Овсеенко скончался в 2013 году. Его отец известен в первую очередь своим объявлением Временному правительству о прекращении полномочий, преувеличенно ярко описанному Маяковским.
Старший Антонов-Овсеенко был известен своей поддержкой Троцкого, но за былые заслуги использовался на юридической, а затем дипломатической работе. Последним местом службы видного большевика был пост консула в Барселоне, где он координировал советскую помощь республиканцам. Отсюда он и был вызван на родину в конце 1937 года и арестован НКВД, а в феврале следующего года расстрелян, через два дня после такой же смерти своей жены также в застенках ГУЛАГа.
Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения с печально известной аббревиатурой было образовано в начале 1930-х годов. К весне 1940 года спрут ГУЛАГа включал более полусотни лагерей, более 420 колоний для взрослых и 50 для несовершеннолетних, в сумме в них содержалось около 2 миллионов человек.
Дела обвиненных рассматривались зловещими, послушными властям тройками заседателей, формируемыми партийными организациями и выносившими заранее назначенные обвинительные приговоры.
Музей ГУЛАГа призван показать условия содержания в местах лишения свободы. Поскольку большинство тюремных зданий досталось новой власти от царского режима, превратить внутренние стены в старые оказалось делом несложным. Достаточно было грубо удалить штукатурку и искусственно состарить и так древний кирпич строения, датируемого 1906-м годом.
Первое же помещение музея знакомит его посетителей с антуражем карательных учреждений. Коллекция дверей от камер для заключения лишенных свободы, привезенных из реальных лагерей и тюрем, производит гнетущее впечатление.
Пол расчерчен прямоугольниками различного размера, обозначающими площадь камер в разных изоляторах и тюрьмах. Она колеблется в очень широких пределах, от 7 и 9 квадратных метров в Крестах и Матросской тишине до 70 в Бутырке.
Простора не было нигде, в самой маленькой камере могли держать более 10 человек. Можно представить положение людей в большой камере, набитой по такому же принципу.
Демонстрируется и воссозданная обстановка отдельно взятой камеры. Тюремная кровать (шконка) укреплена на стене и на светлое время суток пристегивается к ней, образуя сиденье и столик. Ни прилечь, ни тем более спать днем в карцере провинившимся узникам Бутырской тюрьмы, откуда доставлен этот экспонат, не полагалось.
Выше шконки можно видеть шахтерский карбидный фонарь, с которым заключенные некоторых лагерей выполняли горные работы. Рядом самодельная антенна, с помощью которой узники ухитрялись скрытно прослушивать радиопередачи.
Дальше висит моток колючей проволоки, которая производилась в СССР в больших количествах для оборудования мест лишения свободы. Рядом решетка из окна лагерного барака для содержания заключенных. Ниже тюремный умывальник и приспособление для передачи надзирателями ключей от камер в расположенное на нижнем этаже караульное помещение.
Память о Большом терроре сохраняется во многих населенных пунктах нашей страны, от городов до небольших поселений. Более 25 краеведческих музеев откликнулись на просьбу организаторов музея истории ГУЛАГа в Москве и предоставили часть экспонатов из своих запасников.
Для их демонстрации изготовлено около двух десятков оригинальных витрин с индивидуальной подсветкой как выставленных предметов, так и корпусов устройств. Этот свет является единственным видом освещения в этом музейном зале, и его вполне достаточно не только для передвижения, но и для осмотра окружающей обстановки.
На стене в конце зала можно видеть карту страны с указанием мест расположения подразделений ГУЛАГа по всей обширной территории. Причем отмечены только самые крупные, где содержалось по 5 тысяч узников и более.
Смотреть в этом коридоре нужно, как ни банально это звучит, непосредственно под ноги. На половом покрытии изложена вся история ГУЛАГа от его создания и расширения до свертывания и расформирования.
Начался процесс ликвидации лагерей и колоний практически сразу после смерти Сталина, искренне оплакиваемого большинством населения, не затронутого репрессивными мерами.
Состоявшийся в начале 1956 года съезд правящей КПСС декларировал отказ от репрессивных методов, назвав вождя главным виновником происходившего с 30-х до 1953 года. Сталин безусловно виновен, но вину эту разделяют его преданные соратники, не нашедшие мужества для противодействия.
Содержимое светящихся витрин, собранное из хранилищ по всей стране, состоит из простейших бытовых предметов обихода. Здесь выставлены нехитрые личные вещи, например чайник, явно самодельный, и такая же ложка. Есть и штампованные фабричные ложка и половник для наполнения тарелок.
Даже вполне рядовые, привычные в обыденной жизни предметы становятся памятными и ценными, пройдя вместе со своими обладателями через ужасы ГУЛАГа.
Столь же драгоценны эти реликвии для родственников тех заключенных, кто погиб на непосильной работе. Теперь это наша общая ценность, как общей стала боль от утраты многих невинных людей.
Напротив светящихся витрин оборудована небольшая демонстрационная комната, где посетители могут посмотреть и послушать записи воспоминаний узников ГУЛАГа.
Многие из выживших и реабилитированных людей сохранили достаточно мужества и самообладания, чтобы изложить посторонним свои чувства и донести обстоятельства лагерного существования до всеобщего сведения.
Такие монологи доходчивее самых красноречивых описаний ужасов лагерного быта и тяжести выполняемых работ. Делящиеся своими воспоминаниями вносят свой вклад в воспитание чувства собственного достоинства у новых поколений россиян.
Помещение по соседству демонстрирует еще один экспонат, похожий на библиотечную картотеку. Это и есть картотека, но очень специфическая – здесь систематизирована вся информация, касающаяся структуры ГУЛАГа как элемента государственного управления, об отдельных тюрьмах, лагерях и колониях, руководителях и надзирателях и, конечно, о заключенных туда людях.
Я была в музеи КАРЛАГа, в Караганде. Информативно. Музей современный. В некоторых комнатах идет музыкальное сопровождение, множество интереснейших экспонатов. Восковые фигуры, символизирующие надсмотрщиков и заключенных. В какой-то момент создавалась ощущение, что все это реальное… Правда жутко становится, когда понимаешь сколько людей прошло через подобные места, сколько человеческих жизней и судеб….
Интересный и познавательный музей. Мне посчастливилось побывать там на экскурсии с гидом, узнала много новой информации на тему репрессий конца 1930-х годов прошлого века и системе исправительно-трудовых лагерей. Много любопытных экспонатов: личная переписка арестованных, вещи, дневники, фотографии лагерного быта. Когда читаешь книги и смотришь о той страшной эпохе фильмы, бывает думаешь: почему общественность не возмутилась и не положила бессмысленным арестам конец, но посетив музей начинаешь понимать, что вся страна жила в атмосфере такого животного ужаса, делая любое сопротивление и инакомыслие в принципе невозможными.
Тяжелое место, жуткая атмосфера. Каждый человек будущий рядом, нужно зайти и увидеть это. Не только для того чтобы знать историю. Музей даст понять как ценны те приятные мелочи, которые нам даются без труда каждый день. Это дает возможность недовольным проснуться и увидеть от чего ушла Россия. Это дает шанс понять, что жаловаться на жизнь сегодня — позор, в отношении людей, не упавших духом в то время при таком строе. Не закрывайте глаза, вы получите ощущение счастья жить в сегодняшнем дне.
Считаю, что такие музеи должны существовать, чтобы показать ту, боль и мучения, которые перенесли множество людей. Нам, современным людям, тяжело представить весь масштаб этого зверства. И пусть атмосфера в этом музее тяжелая и каждой клеточкой тела ощущаешь человеческие страдания, но это нужно осознать, чтобы ценить то, что имеем. Сколько же страданий выпало нашему народу!
Атмосферно, это мягко сказано. Но, тем не менее, очень интересно. Всем кто соберется идти, настоятельно рекомендую выделить для этого 2-3 часа во второй половине дня. Билет стоит 300 рублей, есть льготы и скидки (их надо уточнить в кассе). Можно взять экскурсию, но мне был интереснее самой познакомиться с этим музеем.
Один из самых интересных и познавательных музеев, в котором была. Почувствовать весь ужас тех времен и понять, как люди могли до такого дойти, можно только в таком музее. Страшно представить, что была разнарядка, сколько людей в неделю необходимо отправлять на расстрел!
Жуткое место, но я бы хотела там побывать, ведь это наша история, пусть и печальная. Читала в своё время роман Солженицына, в буквальном смысле волосы на голове шевелились. Мне кажется, учителя истории и литературы должны водить на такие экскурсии учеников, тогда и материал учебный будет лучше усваиваться.
Место, конечно, очень интересное для человека, интересующего историей своей страны, пусть и такой — печальной, жестокой, несправедливой. Я бы очень хотела побывать там и воочию увидеть ту ужасающую правду жизни тысяч искалеченных судеб. Даже после прочтения статьи и просмотра фото остается тяжелый, гнетущий осадок на сердце.