Музей истории ГУЛАГа

Музей истории ГУЛАГа

muzey-istorii-gulaga-countryscanner-1-1024x678.jpg

Музей ГУЛАГа создан по указанию московского мэра Лужкова, первым директором был сын репрессированного большевика Владимира  Антонова-Овсеенко, Антон Владимирович, сам побывавший в лагерях в статусе потомка врага народа. Это учреждение одновременно является мемориалом погибшим и пострадавшим во время сталинского террора и предупреждением власть имущим от подобного образа действий.

Намеренно мрачный внешний облик здания стилизован под тюрьму, являясь фактически одним из экспонатов. При этом отношения к тюрьмам и лагерям это здание не имело. Первоначальное назначение его неизвестно, перед передачей музею ГУЛАГа здесь была одна из несчетного количества контор.

Директор учреждения теперь уже другой, потомок Антонова-Овсеенко скончался в 2013 году. Его отец известен в первую очередь своим объявлением Временному правительству о прекращении полномочий, преувеличенно ярко описанному Маяковским.

Старший Антонов-Овсеенко был известен своей поддержкой Троцкого, но за былые заслуги использовался на юридической, а затем дипломатической работе. Последним местом службы видного большевика был пост консула в Барселоне, где он координировал советскую помощь республиканцам. Отсюда он и был вызван на родину в конце 1937 года и арестован НКВД, а в феврале следующего года расстрелян, через два дня после такой же смерти своей жены также в застенках ГУЛАГа.

Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения с печально известной аббревиатурой было образовано в начале 1930-х годов. К весне 1940 года спрут ГУЛАГа включал более полусотни лагерей, более 420 колоний для взрослых и 50 для несовершеннолетних, в сумме в них содержалось около 2 миллионов человек.

Дела обвиненных рассматривались зловещими, послушными властям тройками заседателей, формируемыми партийными организациями и выносившими заранее назначенные обвинительные приговоры.

Музей ГУЛАГа призван показать условия содержания в местах лишения свободы. Поскольку большинство тюремных зданий досталось новой власти от царского режима, превратить внутренние стены в старые оказалось делом несложным. Достаточно было грубо удалить штукатурку и искусственно состарить и так древний кирпич строения, датируемого 1906-м годом.

Испещренная выбоинами кирпичная стена здания музея ГУЛАГа призвана создать обстановку, аналогичную тюремной. Имитация удачная, ведь здание построено в 1906 году.

Первое же помещение музея знакомит его посетителей с антуражем карательных учреждений. Коллекция дверей от камер для заключения лишенных свободы, привезенных из реальных лагерей и тюрем, производит гнетущее впечатление.

Пол расчерчен прямоугольниками различного размера, обозначающими площадь камер в разных изоляторах и тюрьмах. Она колеблется в очень широких пределах, от 7 и 9 квадратных метров в Крестах и Матросской тишине до 70 в Бутырке.

Простора не было нигде, в самой маленькой камере могли держать более 10 человек. Можно представить положение людей в большой камере, набитой по такому же принципу.

Двери самых известных мест заключения демонстрируются в музее ГУЛАГа. Разметка на полу показывает размеры камер в некоторых из них.

Демонстрируется и воссозданная обстановка отдельно взятой камеры. Тюремная кровать (шконка) укреплена на стене и на светлое время суток пристегивается к ней, образуя сиденье и столик. Ни прилечь, ни тем более спать днем в карцере провинившимся узникам Бутырской тюрьмы, откуда доставлен этот экспонат, не полагалось.

Выше шконки можно видеть шахтерский карбидный фонарь, с которым заключенные некоторых лагерей выполняли горные работы. Рядом самодельная антенна, с помощью которой узники ухитрялись скрытно прослушивать радиопередачи.

Дальше висит моток колючей проволоки, которая производилась в СССР в больших количествах для оборудования мест лишения свободы. Рядом решетка из окна лагерного барака для содержания заключенных. Ниже тюремный умывальник и приспособление для передачи надзирателями ключей от камер в расположенное на нижнем этаже караульное помещение.

В музее ГУЛАГа воссоздана обстановка карцера Бутырской тюрьмы. Тюремная шконка весь световой день пристегнута к стене, не давая заключенному прилечь.. на стене – атрибуты мест заключения.

Память о Большом терроре сохраняется во многих населенных пунктах нашей страны, от городов до небольших поселений. Более 25 краеведческих музеев откликнулись на просьбу организаторов музея истории ГУЛАГа в Москве и предоставили часть экспонатов из своих запасников.

Для их демонстрации изготовлено около двух десятков оригинальных витрин с индивидуальной подсветкой как выставленных предметов, так и корпусов устройств. Этот свет является единственным видом освещения в этом музейном зале, и его вполне достаточно не только для передвижения, но и для осмотра окружающей обстановки.

На стене в конце зала можно видеть карту страны с указанием мест расположения подразделений ГУЛАГа по всей обширной территории. Причем отмечены только самые крупные, где содержалось по 5 тысяч узников и более.

Ряды подсвеченных демонстрационных витрин с предметами, прошедшими лагеря и колонии вместе со своими хозяевами. Экспонаты предоставлены многочисленными краеведческими музеями страны по просьбе сотрудников музея ГУЛАГа.

Смотреть в этом коридоре нужно, как ни банально это звучит, непосредственно под ноги. На половом покрытии изложена вся история ГУЛАГа от его создания и расширения до свертывания и расформирования.

Начался процесс ликвидации лагерей и колоний практически сразу после смерти Сталина, искренне оплакиваемого большинством населения, не затронутого репрессивными мерами.

Состоявшийся в начале 1956 года съезд правящей КПСС декларировал отказ от репрессивных методов, назвав вождя главным виновником происходившего с 30-х до 1953 года. Сталин безусловно виновен, но вину эту разделяют его преданные соратники, не нашедшие мужества для противодействия.

Хронологическое описание создания, развития и ликвидации карательного управления на полу помещения музея ГУЛАГа. На стене в конце – карта расположения лагерей и колоний СССР.

Содержимое светящихся витрин, собранное из хранилищ по всей стране, состоит из простейших бытовых предметов обихода. Здесь выставлены нехитрые личные вещи, например чайник, явно самодельный, и такая же ложка. Есть и штампованные фабричные ложка и половник для наполнения тарелок.

Даже вполне рядовые, привычные в обыденной жизни предметы становятся памятными и ценными, пройдя вместе со своими обладателями через ужасы ГУЛАГа.

Столь же драгоценны эти реликвии для родственников тех заключенных, кто погиб на непосильной работе. Теперь это наша общая ценность, как общей стала боль от утраты многих невинных людей.

Одна из подсвеченных витрин музея ГУЛАГа с личными вещами заключенных. Здесь и самодельные чайник и ложка, и фабричные изделия.

Напротив светящихся витрин оборудована небольшая демонстрационная комната, где посетители могут посмотреть и послушать записи воспоминаний узников ГУЛАГа.

Многие из выживших и реабилитированных людей сохранили достаточно мужества и самообладания, чтобы изложить посторонним свои чувства и донести обстоятельства лагерного существования до всеобщего сведения.

Такие монологи доходчивее самых красноречивых описаний ужасов лагерного быта и тяжести выполняемых работ. Делящиеся своими воспоминаниями вносят свой вклад  в воспитание чувства собственного достоинства у новых поколений россиян.

Демонстрационный зал музея ГУЛАГа, где посетители могут увидеть и услышать воспоминания оставшихся в живых заключенных сталинской репрессивной машины.

Помещение по соседству демонстрирует еще один экспонат, похожий на библиотечную картотеку. Это и есть картотека, но очень специфическая – здесь систематизирована вся информация, касающаяся структуры ГУЛАГа как элемента государственного управления, об отдельных тюрьмах, лагерях и колониях, руководителях и надзирателях и, конечно, о заключенных туда людях.


    Pages: 1
  • 2