Дом-музей М. Н. Ермоловой

Дом-музей Ермоловой
Погода Moskva

легкий дождь

14 °C
Ветер
4.82м/с
Давление
766 мм рт. ст.
Влажность
73 %

Дом — музей Ермоловой является филиалом театрального музея имени Бахрушина, где также не раз упоминается великая актриса. Мария Николаевна прожила в здании на Тверской почти 40 лет, дом-музей здесь работает с 1986 года. Многие экспонаты сохранены в неприкосновенности дочерью Ермоловой, часть получены в Малом театре.

Дом был собственностью семейства, приобретенной мужем актрисы, помещиком и известным юристом Шубинским.

На первом этаже здания

Здание старинной постройки, датируемое 1773 годом, сменило много хозяев. Ермолова сохранила жилье в пожизненное владение и при большевистской власти благодаря своему таланту и популярности. Через эпохи прошло целым редкостное половое покрытие прихожей, выполненное из литых чугунных плит.

Под стать полу мраморные колонны в стиле ампир, двумя рядами ограждающие проход к лестнице на второй этаж, к парадным комнатам. В прихожей размещена общая информация о музее, есть деревянная лавка для отдыха и большое зеркало на стене, одно из многих в помещениях музея Ермоловой.

В прихожей музея Ермоловой посетителей встречают необычные для бывшего жилого здания мраморные колонны в два ряда. Не менее редок пол из литых чугунных плит с орнаментом.

Однако перед подъемом целесообразно осмотреть помещения первого этажа, в которых представлена содержательная экспозиция о детстве и семье будущей великой актрисы.  Комнатка с низким арочным потолком снова украшена зеркалом в стенной нише.

В углу семейный сундук, обычный предмет обихода любых русских семейств. На нем игрушечный театр кукол, игрушка детских лет Маши Ермоловой.

Она родилась в семье суфлера Малого театра, и творческую жилку не только унаследовала, но и развила частым присутствием на представлениях. Часто отец брал ее с собой в суфлерскую будку, и сцена была наиболее частым и запомнившимся детским впечатлением.

На нажнем этаже музея Ермоловой – полуподвальные помещения, похожие на комнаты родного дома актрисы. Здесь размещены экспонаты о детстве Марии и периоде обучения.

Бюст в другом углу изображает великого английского драматурга Шекспира, многие пьесы которого ставились в театре с участием Ермоловой в главных ролях. Произведение неизвестного голландского скульптора было подарено  актрисе по какому-то юбилейному поводу.

Литой бронзовый бюст установлен на мраморной подставке, водруженной на высоком пьедестале. Рядом в застекленной раме изрядной давности афиши, анонсирующие спектакли давно минувших лет.

Музей Ермоловой имеет в своей экспозиции редкий бюст Шекспира, подаренный актрисе по какому-то торжественному поводу. Рядом в рамке раритетные афиши спектаклей с ее участием.

Противоположная часть помещения содержит на стене фотографии и документы из истории семьи и детства Ермоловой. По совпадению родительская квартира Ермоловых в Москве помещалась также в цокольном этаже, и совпадение обстановки получилось почти буквальным.

Здесь сохранены свидетельства обучения Марии Ермоловой в Императорском театральном училище — первые ее сценические партии. Учась сначала на балерину, Мария не испытывала к этому ни стремления, ни способностей.

В помещении цокольного этажа музея Ермоловой вывешены документы о раннем периоде ее жизни и начале творческого пути. Здесь же игрушечный кукольный театр, ее детская забава.

Случайное приглашение участвовать в бенефисе ведущей актрисы Медведевой принесло ей громкий успех, а подаренная примой икона Богоматери с младенцем занимает центральное место среди других экспонатов.

Интересным для посетителей экспонатом является диорама московской Театральной площади конца XIX века.  Тогдашний архитектурный облик одного из центральных мест столицы включает здания Большого и Малого театров, окружающие строения и знаменитую извозчичью биржу.

Диорама театральной Москвы конца XIX века – один из любопытных экспонатов музея Ермоловой. На ней можно видеть многие объекты, в том числе и Малый театр.

Именно здесь ступала будущая первая народная артистка республики, на чьем бенефисе в честь полувековой работы на сцене присутствовал председатель Совнаркома, лидер большевиков Владимир Ленин.

Парадная анфилада помещений второго этажа

Кабинет мужа Ермоловой, потомка старинного дворянского рода, преуспевающего адвоката Шубинского обставлен в полуофициальном стиле, поскольку здесь он принимал своих клиентов. Типичный письменный стол чиновника с креслом для посетителя перед ним, которое позволяет вести необходимые переговоры.

Бюро с множеством полочек содержит деловые папки с документами адвокатской практики. Официальность смягчается многочисленными памятными фотографиями на стенах кабинета, портретами жены и дочери в рамках на столе.

Кабинет адвоката Шубинского, депутата Государственной Думы и мужа актрисы, - одна из мемориальных комнат музея Ермоловой. Здесь юрист принимал своих клиентов.

Украшений и сувениров в помещении практически нет, если не считать таковыми яркий абажур настольного светильника и часы на шкафу.

Обстановка адвокатского кабинета дополняется просторным диваном и креслами вокруг прямоугольного стола. Здесь можно было и отдохнуть, и побеседовать в не столь официальном плане. Завершает интерьер книжный шкаф, очевидно, с юридической литературой.

Другой ракурс кабинета Шубинского в музее Ермоловой, диван и стол для ведения доверительных бесед с подзащитными практикующего адвоката. Множество памятных фотографий украшают стены.

Брак супругов был очень ранним, основан на искренних чувствах, но с годами совместная жизнь свелась к воспитанию дочери. К тому же с 1900 года Шубинский в течение двух созывов был депутатом Государственной Думы и много времени проводил в Петербурге. После революции  он предпочел эмигрировать из новой России и умер на чужбине, в Константинополе.

Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий