Дом — музей Ермоловой является филиалом театрального музея имени Бахрушина, где также не раз упоминается великая актриса. Мария Николаевна прожила в здании на Тверской почти 40 лет, дом-музей здесь работает с 1986 года. Многие экспонаты сохранены в неприкосновенности дочерью Ермоловой, часть получены в Малом театре.
Дом был собственностью семейства, приобретенной мужем актрисы, помещиком и известным юристом Шубинским.
На первом этаже здания
Здание старинной постройки, датируемое 1773 годом, сменило много хозяев. Ермолова сохранила жилье в пожизненное владение и при большевистской власти благодаря своему таланту и популярности. Через эпохи прошло целым редкостное половое покрытие прихожей, выполненное из литых чугунных плит.
Под стать полу мраморные колонны в стиле ампир, двумя рядами ограждающие проход к лестнице на второй этаж, к парадным комнатам. В прихожей размещена общая информация о музее, есть деревянная лавка для отдыха и большое зеркало на стене, одно из многих в помещениях музея Ермоловой.
Однако перед подъемом целесообразно осмотреть помещения первого этажа, в которых представлена содержательная экспозиция о детстве и семье будущей великой актрисы. Комнатка с низким арочным потолком снова украшена зеркалом в стенной нише.
В углу семейный сундук, обычный предмет обихода любых русских семейств. На нем игрушечный театр кукол, игрушка детских лет Маши Ермоловой.
Она родилась в семье суфлера Малого театра, и творческую жилку не только унаследовала, но и развила частым присутствием на представлениях. Часто отец брал ее с собой в суфлерскую будку, и сцена была наиболее частым и запомнившимся детским впечатлением.
Бюст в другом углу изображает великого английского драматурга Шекспира, многие пьесы которого ставились в театре с участием Ермоловой в главных ролях. Произведение неизвестного голландского скульптора было подарено актрисе по какому-то юбилейному поводу.
Литой бронзовый бюст установлен на мраморной подставке, водруженной на высоком пьедестале. Рядом в застекленной раме изрядной давности афиши, анонсирующие спектакли давно минувших лет.
Противоположная часть помещения содержит на стене фотографии и документы из истории семьи и детства Ермоловой. По совпадению родительская квартира Ермоловых в Москве помещалась также в цокольном этаже, и совпадение обстановки получилось почти буквальным.
Здесь сохранены свидетельства обучения Марии Ермоловой в Императорском театральном училище — первые ее сценические партии. Учась сначала на балерину, Мария не испытывала к этому ни стремления, ни способностей.
Случайное приглашение участвовать в бенефисе ведущей актрисы Медведевой принесло ей громкий успех, а подаренная примой икона Богоматери с младенцем занимает центральное место среди других экспонатов.
Интересным для посетителей экспонатом является диорама московской Театральной площади конца XIX века. Тогдашний архитектурный облик одного из центральных мест столицы включает здания Большого и Малого театров, окружающие строения и знаменитую извозчичью биржу.
Именно здесь ступала будущая первая народная артистка республики, на чьем бенефисе в честь полувековой работы на сцене присутствовал председатель Совнаркома, лидер большевиков Владимир Ленин.
Парадная анфилада помещений второго этажа
Кабинет мужа Ермоловой, потомка старинного дворянского рода, преуспевающего адвоката Шубинского обставлен в полуофициальном стиле, поскольку здесь он принимал своих клиентов. Типичный письменный стол чиновника с креслом для посетителя перед ним, которое позволяет вести необходимые переговоры.
Бюро с множеством полочек содержит деловые папки с документами адвокатской практики. Официальность смягчается многочисленными памятными фотографиями на стенах кабинета, портретами жены и дочери в рамках на столе.
Украшений и сувениров в помещении практически нет, если не считать таковыми яркий абажур настольного светильника и часы на шкафу.
Обстановка адвокатского кабинета дополняется просторным диваном и креслами вокруг прямоугольного стола. Здесь можно было и отдохнуть, и побеседовать в не столь официальном плане. Завершает интерьер книжный шкаф, очевидно, с юридической литературой.
Брак супругов был очень ранним, основан на искренних чувствах, но с годами совместная жизнь свелась к воспитанию дочери. К тому же с 1900 года Шубинский в течение двух созывов был депутатом Государственной Думы и много времени проводил в Петербурге. После революции он предпочел эмигрировать из новой России и умер на чужбине, в Константинополе.