Музей хлеба в Измайловском Кремле, посвященный главному продукту питания создан в комплексе деревянных строений под старину, созданный в 2010-х годах. Непросто заинтересовать посетителей столь привычной, обыденной тематикой, но заведению это удается. Выставочные экспозиции дополняются другими, игровыми форматами, вовлекающими зрителей в превращения муки в тесто и далее.
На трех этажах выставочных площадей Музей хлеба в Измайловском Кремле разместил многое, касающееся хлебного дела. За скобками оставлена только крестьянская работа на земле, но это совсем иная отрасль. Не позволяют музейные площади показать крупные агрегаты, включенные в цепочку хлебного производства. В натуре, даже в действии водяную мельницу можно осмотреть на реке Жуже, в музее-заповеднике Коломенское. Живописным фоном для всего, чем богат Музей хлеба в Измайловском Кремле, стали венцы деревянного сруба.
Первый этаж
Громоздкая, внешне неуклюжая машина для приготовления теста соседствует с совершенно примитивными устройствами измельчения зерна. Ступы из древесных стволов, мощные песты собраны из неведомых кладовок. Здесь же мельничные жернова и ручные истиратели, на бревенчатых стенах развешены пословицы и поговорки. Никакой другой продукт не отмечен столь многочисленными народными перлами. Они составляют весомую часть экспозиции, которую Музей хлеба в Измайловском Кремле предлагает посетителям.
Хлебное производство с самых давних времен считалось территорией абсолютной чистоты, требующей полного переодевания. Подлинный рабочий комплект древнего труженика отрасли Музей хлеба в Измайловском Кремле хранит, как царское одеяние. Вешалку с одеждой вместе с чистыми лаптями поместили в стеклянный футляр в центре экспозиции. Он окружен несколькими разнокалиберными подставками с орудиями производства, большей частью емкостями, частью — для просеивания. Осмотр первого этажа заканчивается возле лестницы наверх.
Здесь лаконично представлен венец крестьянской полевой работы, демонстрационный сноп пшеничных колосьев. Хлебопеки не касаются зерновых злаков в таком виде, Музей хлеба в Измайловском Кремле демонстрирует колоски чисто символически. Не повредили бы экспозиции образцы других злаков, которые используют в производстве мучных изделий. Рожь идет на выпуск черного хлеба, ячмень тоже не только в пивоварении используется. В Швеции и Шотландии любят овсяную муку, ряд народов используют маис (проще – кукурузу) и рис.
Второй этаж
Экспозицией второго этажа Музей хлеба в Измайловском Кремле продолжает освещение своей тематики в историческом аспекте. Информационные стенды укомплектованы рисунками и старыми фотографиями, сопровожденными пояснительными текстами. Разнообразны здесь и вещественные экспонаты, имеющие какое-либо отношение к обращению с мукой, изделиями из нее. Баранки и кренделя представлены муляжами либо засушенными оригиналами. Рядом – современная мешалка для теста, гораздо компактнее древней.
Особо следует отметить раздел экспозиции, посвященный Великой Отечественной войне, самым драматичным ее моментам. Жесткое нормирование потребления хлеба ввели в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года, с сентября – по всей стране. Блокадный карточки ленинградцев подразделялись на рабочие и иждивенческие (детские), выдачу не раз убавляли. Минимальную норму за время войны Музей хлеба в Измайловском Кремле воспроизводит объявлением в магазине. Символическая пайка на старых весах, кусок на поминальном стакане трогают душу.
Первоначально рабочие блокированного немцами города получали по 800 граммов хлеба в сутки, иждивенцы и дети – половину, по 400. Затем было уже 400 рабочим и 200 остальным, далее 250 и 125. Повышали по мере роста обеспеченности, 350 и 200, 400 и 250, 500 и 300. Перелом внесла ледовая дорога по Ладожскому озеру, действовавшая с зимы 1942 года. Полностью этот трагически трогательный стенд показан следующей фотографией. Стол чиновника с весами и исторический стенд дополнены другими экспонатами.
Стеллажи с крупными кухонными емкостями устроились под деревянной лестницей, ведущей на последний этаж экспозиции. Скошенный угол сруба, снаружи выглядящего как расписной терем, облегчил устройство перехода на верхний уровень. Лесенка практически не занимает полезной площади, Музей хлеба в Измайловском Кремле ею не очень богат. Наверху не только музейные экспонаты, там проводятся массовые мероприятия, адресованные прежде всего младшему поколению посетителей.
Третий этаж
Привлечение посетителей Музей хлеба в Измайловском Кремле проводит с опорой на свой малолетний контингент. Предлагая девочкам и ребятам занимательные мастер-классы с практическими работами, через них организуют и родительские посещения. Оборудование места для занятий больших затрат не требовало, понадобился только длинный стол да скамейки участников. Декорациями стали многочисленные цветные картинки подходящей тематики, здесь же чертежи нескольких видов печей.
Одна из них, похожая на русскую печь, возведена в помещении из кирпича и тщательно побелена. Даже заслонка в дымоходе для правдоподобия имеется, хотя отсутствует топочная дверца. Дровами из напиленных березовых чурок печи никогда не топят, а колоть ради декораций, видимо, поленились. Короче, печь бутафорская, всего лишь наглядное пособие, хотя представлены некоторые подсобные приспособления. Выставленные рядом деревянная лопата для пирогов и ухват для горшков с колесиками присутствуют для колорита.
Старинное дверное полотно с рисованными вставками служит, скорее всего, наглядным пособием для раскраски пряников. Зачем здесь эмалированная арматура от уличного светильника, догадаться не удалось. Оживляет обстановку лубочная картина на стене, тоже как подсказка для детского творчества. Не особенно разорился на оборудование Музей хлеба в Измайловском Кремле, обошелся совсем малой кровью. Единственный расходный материал, а именно тесто, окупает расход привлечением новых посетителей.
Реальный инвентарь и готовая продукция мастер-классов
Выпекаются детские изделия не в русской печи, гораздо проще и экономней делать это в электродуховке. Судя по всему, практикуются ребятишки на готовом тесте, самый массовый и единственный вид инструмента – скалки. Разрисованный круглый короб для муки, плетеная воронки и корыто на бочонке – не более чем реквизит. А вот скалки в таком количестве – явно рабочие орудия каждодневного использования. Этим нехитрым инструментом тоже нужно учиться пользоваться, Музей хлеба в Измайловском Кремле этому обучит.
Выставочный каравай в застекленном шкафу, как и на печи (он же – на заглавном фото), очевидные муляжи. Видно, что изготовлены они умелыми мастерами, скорее всего – преподавателями мастер-классов. Не будем гадать, что послужило материалом, коль не пробовали, может быть, они и из теста. Только если приведете сюда собственного ребенка, получите возможность узнать истину.
Ранее высказанное впечатление о множестве поговорок и цитат хлебной тематики Музей хлеба в Измайловском Кремле здесь подтверждает. Каждый зал и коридор в здании содержит подобные высказывания, с иллюстрациями или без них. По пути к выходу встречаем очередной экспонат, расшитый выпеченными изделиями старинный сарафан. Снова не стараемся угадать материал поделок, однако как творческая витрина здешних мастер-классов вполне годится, привлекает хотя бы неожиданностью.
Совершив путешествие в Музей хлеба в Измайловском Кремле, все выставочные площадки этого развлекательного комплекса мы не охватили. К уже описанным исторической пластилиновой экспозиции, музею игрушек, оружия и водки могут добавиться новые. Если влекут религиозные ценности, рекомендуем посетить храм Покрова Пресвятой Богородицы, находящийся неподалеку. Любителям прогулок на лошадях дорога в южную часть парка, там конно-спортивная школа. Измайлово, древняя царская резиденция, реализуется в новом качестве.
В России несколько музеев хлеба. В Измайлово достаточно интересный. А еще я была в Музее хлеба в Санкт-Петербурге. Питерский мне понравился больше. Да и основан он раньше, в 1988 году. Там экспонаты собраны просто необыкновенные!