Два музея различной тематики под одной крышей – явление нечастое, но возможное. Именно такая ситуация в Коломне, где только лестница разделяет музей любимой игрушки и Дом самовара, в котором мы побывали раньше.
Частная галерея «Музей любимой игрушки» была открыта в 2014 году. Авторам хотелось создать доброе и позитивное место, где взрослые смогли бы снова стать детьми, вспомнить свои любимые игрушки и рассказать о них своим детям.
В коллекции представлены игрушки не только советского периода, но и очень редкие игрушки дореволюционной России, а также иностранных производителей прошлого и позапрошлого века. В музее можно посмотреть и поиграть в некоторые игры и игрушки, а также познакомиться с некоторыми секретами удивительных игрушек.
Нехитрой вывеской и указующим пальцем музей любимой игрушки зовет в детство, хотя еще не забыта песенка со словами: дайте до детства плацкартный билет. Роберт Рождественский сочинил стихи по просьбе Эдиты Пьехи, она привезла мелодию из Парижа. В песне билетов нет, здесь же утверждается обратное, даже цены указаны вполне конкретные.
Входим в детство, в музей любимой игрушки
Передавать игрушки из поколения в поколение давно не принято. А когда-то было и такое. Только позже изменчивая мода, санитарные врачи и возросшее благосостояние отучили сберегать детские игрушки. Довольны были их производители, которые охотно улучшали внешний вид, не забывая и увеличивать цены.
Чего-то вредного в плане гигиены от старых игрушек легко избежать, есть методы обработки. Просто наследственное использование искусственно сделали неприличным. Тем более совсем мало кто помнит сейчас времена самостоятельно сшитых кукол, сделанных из палочек, соломы и лоскутков, битков и бабок из суставов животных.
Если говорить совсем серьезно, каждый ребенок имеет право на собственные новые игрушки. Только тогда она совсем личная, только твоя, такие иногда сохраняют и сейчас, но только для собственной памяти. Посмотреть игрушки разных лет, сохраненные после использования, и предлагает музей любимой игрушки.
На фотографии типичный пример композиции из предметов давно забытых детских игр. Неплохо выглядела бы подобная в уголке квартиры, в дачном домике и даже на балконе. Однако большинство подобных вещей попадает на свалки, а когда-то позже при желании взглянуть будет не на что. Сохранили хозяева экспозиции и подборку детских героев разных лет.
Для расстановки многочисленных экспонатов устроители приобрели несколько вполне цивильных музейных витрин. Заняты они довольно плотно, видимо, коллекция постоянно пополняется и свободного места нет. Часть предметов размещены на верхних плоскостях витрин, на полу между секциями и всех предметах меблировки.
Раскладывающийся стол в центре помещения используется на всю площадь столешницы. Главным персонажем здесь выглядит подвешенный на веревочках медведь, скорее всего взятый из реквизита кукольного театра. Ушастый зверек и пластмассовые часы на заднем плане окружены многочисленными головоломками. Занято вещами покрупнее и место под столом.
Экспозиция в деталях
Судя по следующему фото, музей любимой игрушки не придерживается твердого принципа неприкосновенности экспонатов. Кукла в руках у хозяйки музея по своему уникальна, стильно одета и может закрывать глаза. Причем у нее не западающие глазницы, как провалы, а нормальные закрывающиеся веки. Такой пупс — мечта многих девчонок.
Материал современных детских изделий максимально похож на то, что он имитирует, — на человеческую кожу. Это касается не только внешнего вида, но и тактильных ощущений (на ощупь). Не всегда детские куклы были такими, их делали и из резины, и из пластика. Ценили в них и внешнее сходство с ребенком, и способность принимать позы, и дизайн облачения.
Кроме кукол, изображающих детей, популярными были и фигурки разных животных. Первыми по популярности традиционно оставались обезьянки и медведи, как самые экзотические и известные. Такие игрушки делали с меховым или плюшевым покрытием, имитирующими шерсть зверей. Медвежата ассоциировались с добродушием, обезьяны как милые безобразницы.
Особую нишу всегда занимали самодвижущиеся игрушки, которые производились на основе механизмов самокатов и велосипедов. На них дети могли передвигаться, представляя катание на лошади или другом животном. Представленный на фото трехколесный велосипед – лошадки двигался от педалей, лошадка при этом словно скакала.
Подобные игрушки приучали исподволь к тому, что животные живут рядом с людьми и служат человеку. Когда-нибудь это может помочь адаптироваться в сельском хозяйстве либо конном спорте. Красоту последнего мы видели, посещая Конно-спортивную школу в Измайлово. Не менее важную роль играли кукольные коляски, особенно для воспитания материнских чувств.
Колясок музей любимой игрушки представляет большое количество, часть уже были на фото, есть и на текущем. В нашей стране коляски для кукол делали всегда похожими на настоящие, в витринах и рядом с ними есть несколько образцов. Низкая витрина под подоконником содержит детские книги и интерьерные игры, детский музыкальный инструмент.
И девчонкам, и мальчишкам
Наряду с большим ассортиментом, предназначенным девочкам, музей любимой игрушки и мальчишеские развлечения без внимания не оставил. Всегда популярные модели автомобилей представлены антикварными образцами. Здесь и расписной фургон, и легковые машины разных моделей. Сейчас их коллекционирование модно и среди взрослых.
Забавный карапуз в комбинезоне автомеханика иллюстрирует воспитательное воздействие игрушечных машинок. Мальчики через такие забавы неосознанно приобретали тягу к технике, у них формировались потребности управления авто. Здесь же представлена настольная игра Салочки, воспитывающая внимательность и реакцию.
Детская железная дорога представлена довольно крупным макетом, едва ли подходящим для городской квартиры. Такие вещи устанавливались, как правило, в детских клубах и дворцах, редко – в детских садиках. Поиграть движущимися составами любили одинаково и мальчики, и девочки. Вспомним макет железной дороги в Москве, увлекающий и детей, и взрослых.
Помимо общего представления о железнодорожном сообщении, подобные макеты полезно действовали как наглядные пособия. Они формировали представление о земном ландшафте, которые преподавали по природоведению, окружающему миру и в конце концов по географии, начиная с первой ступени школы.
Отдельный класс кукол представляли вырезные фигурки, которыми первоклассники занимаются до сих пор. Их выпускали наборами, со сменными одеждами. Которые вырезали ножницами для разных профессий. Довольно пустое на поверхностный взгляд занятие было детям полезно и даже необходимо.
Работа с ножницами развивает моторику мелких мышц, обеспечивающих точность движений. Зачастую неразвитость этих навыков мешает малышам завязывать шнурки обуви, даже застегивать пуговицы. Связана мелкая моторика с любыми ручными операциями, которых в повседневной жизни множество.
Не только игрушки
Объяснить суть следующего предмета, который демонстрирует музей любимой игрушки, помогло увеличение изображения и рассмотрение цифр. Болгарское детское изделие – не что иное, как простейший механический калькулятор. Современным школьникам это покажется нелепым, но именно такими были счетные машинки середины прошлого века.
Счетный аппарат размером в портфель первоклассника работал так же, как распространенный в те времена арифмометр для бухгалтеров. Как помнится, название у отечественного аппарата было Феликс, и был он полностью железный. Изобрел рычажный счетный механизм для четырех действий шведский механик Однер еще в конце XIX века, в СССР их делали миллионами.
Далее музей любимой игрушки показывает еще одно из распространенных издавна детских развлечений. Игрушечные домики с внутренними интерьерами имитировали в сильно уменьшенном виде человеческие жилища как бы в разрезе, с одной удаленной стеной. По сути это архитектурный макет, только для маленьких.
Игрушечные жилища показывали внешний вид различных строений, от сказочных дворцов до квартир в городских домах. Часто моделировался и приусадебный участок или иная прилегающая территория. Внутри воссоздавался в миниатюре весь интерьер помещения, часто и нескольких комнат. Здесь и мебель, и сантехника, и обитатели жилища.
Возвращаясь к транспортной тематике, музей любимой игрушки представляет движущиеся модели автомобилей. Такие игрушки были из разряда дорогостоящих и были доступны не каждому семейству. Катающиеся на таких машинках дети становились королями двора, с ними все стремились дружить в надежде прокатиться.
Первые педальные машинки завозились из-за границы, затем их производство освоили и советские предприятия. Моделировались чаще легковые машины, хотя встречались и тракторы, и другие машины. Особой пользы для детского воспитания в них не усматривается, гораздо полезнее было приобрести велосипед.
Копии реальных устройств и вещи попроще
Зачастую в качестве детских игрушек использовались уменьшенные во много раз копии реальных технических устройств и механизмов. Самое большое впечатление на обозревателя произвела модель скипового цепного подъемника, которые применялись для транспортировки рудныхь материалов в шахтах и металлургических цехах.
Многие игрушки механического характера имели движущиеся части, приводимые в движение заводной пружиной или вручную. Музей любимой игрушки представляет некоторые из них, например, речной теплоход, способный передвигаться в бассейне или водоеме. Из простейших здесь — популярная Дюймовочка, пока скрытая в лепестках кувшинки.
На столике в окружении разных игрушек – самые полезные вещи для подрастающего поколения, печатные издания прошлых лет. В прошлом веке периодическая детская литература была исключительно востребована. Очередные номера ожидались с нетерпением, передавались из рук в руки и зачитывались до ветхости.
Тут же для примера выложены детские издания художественных произведений. Для младшего поколения писали и детские авторы, на этом специализирующиеся, и серьезные литераторы. Первых на столике представляет Геннадий Цыферов, автор книжки про слоненка. Певец октябрьской революции Владимир Маяковский тоже писал для детей, как и многие другие.
Производители кукол также привлекали для оформления своих, нехитрых не первый взгляд, изделий для детей профессиональных художников. Только Папа Карло строгал своего Буратино без эскиза, игрушки создавались целыми творческими коллективами. Нередко получались вполне достойные сувенирные изделия, достойные сохранения.
Самодеятельный музей любимой игрушки творит благое деяние, сохраняя детские предметы прошедших времен для следующих поколений. Они могут нравиться или раздражать, но это все-таки часть нашего материального и духовного прошлого, частица истории. Посетите при случае этот музей, не пожалеете.