Среди малых музеев Москвы музей Тропинина выделяется и экспонатами, и историей создания. К ней причастны легендарный коллекционер Вишневский и бывший владелец здания, полярник и профессор Петухов.
Небольшой кирпичный особняк с деревянным мезонином и сам – памятник, а выставленные в нем картины вообще уникальны.
Выставляет музей Тропинина не только полотна знаменитого портретиста, но и произведения других мастеров первой половины XIX века. Перед входной дверью в музей Тропинина в ноябре 2017 года появился портрет художника, исполненный в технике горячего эмалирования на медной доске. Художник-эмальер Матько за образец взял автопортрет Василия Андреевича, который посетители увидят сразу после начала осмотра экспозиции. Необычный портрет действует лучше любой афиши или вывески.
Василий Тропинин был сыном крепостного крестьянина, сам находился в кабале до возраста 47 лет. Рисовал с детства, но все ранние работы становились собственностью помещика, до наших дней сохранилось меньшинство. Уже за год вольности Тропинин стал академиком живописи, плодотворно работал до 80 лет, написав свыше трех тысяч портретных изображений.
Музей Тропинина демонстрирует
Экспозиция включает не только живописные полотна, выставлена старинная мебель и другие экспонаты. Над первым столиком и расположен тропининский автопортрет, встречающий пришедших в музей Тропинина. Над таким же, правее, — ямщик, опирающийся на кнутовище, один из портретов простых людей, которых часто изображал Тропинин, наряду с вельможами.
У смежной стены – уникальное фортепьяно со вставками резьбы по дереву и подсвечниками над крышкой. Выше правого угла инструмента – портрет композитора Алябьева, автора знаменитого Соловья. Второй от окна – портрет старшего адъютанта великого Суворова, С.С. Кушникова, кавалера всех российских военных наград, вплоть до ордена Андрея Первозванного.
В противоположном углу помещения, на мольберте, в роскошной раме – еще один автопортрет Тропинина, уже в почтенном возрасте. Автор запечатлел себя в другом доме, где одно время проживал, с видом на Кремль. Музей Тропинина претендует на ряд мест его проживания, но пока безрезультатно. Правее – знаменитая Кружевница, написанная в 1823 году, сразу после освобождения из крепостной зависимости.
Оба эти произведения выставлены в Третьяковской галерее, поэтому представлены здесь в лучшем случае авторские копия или варианты. Искусствоведы одних только Кружевниц насчитывают не менее семи, и все подлинные. Рядом с Кружевницей портрет купчихи Киселевой, слева от автопортрета – изображение графа Зубова, любителя искусств и мецената, мать которого была дочерью генералиссимуса Суворова.
Проходим дальше
Следующий зал демонстрирует работы предшественников и современников Тропинина, в основном также портреты. Мраморный бюст Екатерины Великой в обличье богини Минервы, выполненный неизвестным скульптором – редкое исключение. Здесь он удивительно к месту, его проекцией выглядит живописный портрет императрицы, кисти Федора Рокотова. Знатоки считают это произведение подготовительной работой к парадному портрету, хранящемуся в летнем шереметевском дворце в Кусково.
Кисти Рокотова принадлежит и портрет княгини Голицыной в этом же ряду, рядом с мольбертом. На мольберте размещена работа Ивана Вишнякова, изображающая Матвея Беричева, военного инженера в генеральском звании. Слева от него – портрет А.П. Шереметевой, дочери хозяина кусковского дворца. Называть подряд все картины считаем излишним, при собственном походе в музей Тропинина читатели обзора должны получить и новые впечатления.
Вторая половина зала демонстрирует и тропининские работы, и творчество других мастеров. Самая крупная картина в длинном ряду – портрет не раз уже упомянутого Суворова, написанный Дмитрием Левицким, которого многие критики упрекают в недостаточном портретном сходстве. Над столом – работа Боровиковского с изображением красавицы Варвары Томиловой. Перед красоткой – неизвестный со шрамом кисти Аргунова, по другую сторону Мусин-Пушкин кисти Ореста Кипренского.
На смежной стене две работы Тропинина, одна из них – Девочка с собачкой, широко известна. Многих впечатляет изображение глаз персонажей, особенно животного. Крайнюю картину предыдущие обладатели выбросили за ненадобностью, ее обнаружил основатель коллекции Феликс Вишневский среди мусора. Изображен на полотне Самсон Суханов, прославленный каменотес, обработавший глыбу для Александровского столпа.
Временная экспозиция
Небольшой зал музей Тропинина выделил под временные выставки, в момент нашего посещения демонстрировалась коллекция Светланы Антоновой. Владелица антикварного салона особо увлечена каминными часами, часть экспозиции им и посвящена. В семейном предприятии Светлана ведает художественной частью, муж – реставрацией и возвращением работоспособности часовым механизмам.
Более близкие тематике музея живописные работы размещены в витрине, напротив шкафа с часами. Выставлены работы небольших размеров, вплоть до миниатюрных. Такие картины до изобретения фотографии занимали место привычных ныне снимков дома и на работе. Экспонаты частной коллекции принадлежат различным авторам, разнообразны по манере исполнения. Рамки для работ также отличаются разнообразием форм.
Вернемся к Тропинину
Посещаемый последним зал музей Тропинина обставил старинной мебелью – инкрустированными тумбами, ажурными стульями. В углу привлекает внимание трехногий столик с бронзовыми часами, на этот раз музейными. Любопытны две версии картины Тропинина, портрет Карзинкиной в русском костюме и кокошнике представлен в различных размерах. На смежной стене над тумбами картины других художников.
В первом простенке жанровая картина неустановленного автора, в следующем работы опознаны. Наверху – Шарманщик художника Лушева, ниже – картина Иоганна Рауха с длинным наименованием: Собака на фоне конного двора усадьбы Кузьминки. Этот австрийский мастер живописи работал в Москве около 10 лет, рисовал в том числе в поместье Кузьминки князя Голицына. Работы Рауха имеют Русский музей и Государственный исторический музей.
Возле выходной двери справа – одна из поздних картин Тропинина, Девушка с горшком роз 1850-го года. Здесь мастер выступает не только портретистом, блестяще передана поза и движение персонажа. Центральная картина на левой стене также найдена Вишневским, примерно в тех же обстоятельствах, что и изображение бородача Суханова. Портрет Полины Виардо, тургеневской музы, выполнил художник Плюшар.
Русский художник французского происхождения Евгений Плюшар, позднее открывший одно их первых в Петербурге фотоателье, был братом известного книгоиздателя. Именно Адольф Плюшар впервые в России издал перевод Фауста и гоголевского Ревизора. Левее портрета Виардо – купец Хлудов, запечатленный художником Заваруевым. Картина выполнена на следующий год после смерти Тропинина, в 1858 году.
Довольно камерный характер, отличающий музей Тропинина, не умаляет ценности его художественного собрания. Хранилище портретов подведомственно культурному департаменту столичного правительства, и ведомство в силах обеспечить ему более вместительное здание из числа тех, где проживал художник. Пока же музей Тропинина приглашает посетителей по старому адресу.
Были в этом музее. Камерная обстановка дает возможность насладиться картинами. Поверьте, здесь Кружевница воспринимается совсем иначе, чем в музеях-гигантах. Опять же здесь вы не будете испытывать неудобств от толпы «ценителей» и их порой неуместных комментариев.