Небольшой садово-парковый комплекс Бурггартен в центре Вены – бывшее личное место отдыха правителей, ныне общественный сквер. Императоры здесь поныне присутствуют, теперь – памятниками на постаментах, пешие либо конные, вместе с выдающимися подданными. Зеленый оазис привлекает свободным, по природному хаотичным расположением деревьев, паутиной дорожек, водоемом с фонтаном. Бесплатный вход в парк государственного статуса (еще таковые – Шенбрунн, Штадт парк и Бельведер) приравнивает Бурггартен к городским по доступности для народа.
Вена – одна из наиболее озелененных столиц мира, каменными джунглями ее никак не назовешь. Однако высотная фотография наглядно свидетельствует, что здания обступили Бурггартен довольно тесно, южнее проходит оживленная магистраль. Северный (левый верхний на фото) угол зоны отдыха соединен проходом с Новым Хофбургом. Рассказывают о подземном ходе к старому дворцу, но эту версию мы не исследовали. Приметные строения будут названы по ходу обзора, как и некоторые скульптурные памятники, украшающие территорию парка Бурггартен.
Создавался императорский парк на месте старинных укреплений, пострадавших во времена наполеоновских войн, поэтому снесенных. Основателем его выступил самодержец, тогда уже австрийский, Франц Первый, который под именем Франца Второго распустил Священную римскую империю. Не очень удачливый монарх шестикратно объявлял войну Наполеону, четырежды проиграл, выдал за противника дочь Марию-Луизу. Подавив ровесника-зятя силой русского оружия, на 14 лет пережил его, управляя Австрией до 1835 года.
Ограждения, насаждения и пограничные здания парка Бурггартен
Несмотря на кажущуюся обособленность озелененной территории от городского окружения, Бурггартен неплохо огражден. На монолитном каменном основании – металлическая преграда, слегка декоративная, но безусловно прочная. Изготовив решетку из квадратного профиля, исполнители учли меньшую гибкость такого проката против круглого прутка. Протиснуться между такими стержнями, изгибая их, невозможно, перелезать поверху опасно из-за острых наконечников. Крепкая табличка со сменными цифрами поясняет режим работы.
При этом даже поверхностное знакомство с нравом австрийцев не дает оснований полагать, что кто-то будет ломиться в парк в неурочное время. Не заведены здесь почему-то такие манеры, дисциплина в крови, наверное. Хотя, по предварительной оценке, без натурального опробования, такая ограда никакому буйному не под силу. Настоящая идиллия отдыха на природе наблюдается в часы работы парка Бурггартен, летом по крайней мере. Причем далеко не большинство предпочитают многочисленные скамейки, многим нравится сидеть на траве.
Здесь это не возбраняется, скорее всего газонная трава не хуже, чем на футбольных полях. Подобное послабление не порождает вседозволенности и недостойного поведения, напротив, дисциплинирует, заставляет держаться в принятых рамках. Люди приходят в общественные места в нормальном настроении, порожденном жизненным благополучием, не портят его себе и другим. Можно наблюдать различные по численности и возрасту группы людей, либо пары, одиночки здесь достаточно редки.
В парке Бурггартен практически нет недавно высаженных молодых деревьев либо самосевного подроста. Вековые деревья еще прекрасно себя чувствуют, не достигнув предельного долголетия. В таком возрасте они особенно живописны, обретают неповторимую индивидуальность и особую привлекательность. При внимательном осмотре обновление все же можно заметить, причем стараются высаживать хвойные породы. Видимо, предкам хвойники не слишком нравились в парках, редко из здесь найдешь в приличном возрасте.
Библиотека императоров, теперь Национальная республиканская
Здание австрийской республиканской библиотеки, унаследованное от императорской, постарше самого парка Бурггартен. Постройку инициировал Карл Шестой еще в 1722 году, однако комплектованием книжного собрания занимались многие правители. В каждом предшествующем столетии можно отметить властителя, начиная с герцога Альбрехта Третьего в XIV веке. Отличились последовательно Фридрих Третий, Максимилиан Первый, Фердинанд Второй, и это не означает, что другие не пополняли книжную коллекцию.
Что касается здания, строилось оно до 1726 года, явилось общим творением отца и сына Эрлахов. Придворные архитекторы постарались, сокровищница получилась красивая и строгая, в меру декорированная, классического стиля. Главный фасад выходит на противоположную сторону, но он отличается только вогнутой линией, в отличие от прямой со стороны парка. Здание делится на два контрастных яруса, по два этажа в каждом. Нижний декорирован шероховатыми блоками, верхний в основном из гладких элементов.
Особенно много выдумки авторы вложили в центральную часть фасада, ризалитом выдающуюся за общую линию. Группы объемных дорических пилястр и колонны, все из шероховатых деталей, поддерживают портал/балкон на уровне второго этажа. Верхний портал покоится на колоннах уже коринфского ордера, с пышно украшенными капителями. Разнообразные статуи украшают все возможные уступы и ниши выше второго этажа. Два верхних этажа средней части оформлены более мелкими архитектурными деталями, которые недостаточно различимы.
Распутаем Пальмовые дома Вены
Северо-восточной ограничительной линией территории парка Бурггартен является Пальмовый дом, уже показанный на двух фотографиях. Эти названия применяются к венским строениям неоднократно, создавая временную и пространственную путаницу. На самом деле сначала, в 1750-х годах, появилась сохранившаяся Оранжерея в Шенбрунне. Затем, в 1826 году, построено аналогичное кирпичное строение с остеклением на Альбрехтплац, дополнив открытый в 1823 году Бурггартен. Здесь ее заменили более совершенной, конструкции Фридриха Омана, в 1906 году.
Старую постройку авторства Людвига фон Реми снесли и заменили новой из-за очевидного дефицита площади в центре города. В Шенбрунне более старый образец сохранили, построив фигурный стеклянный павильон в 1882 году, рядом с зоопарком. Однако явное первенство в использовании названия Пальмовый дом и времени возведения загородной постройки, не избавило от повтора. Вы видите это слово, слитное по-немецки, на стеклянной стене павильона, ограничивающего Бурггартен с северо-востока. Здешний Пальмовый дом не раз достраивали, улучшая внешний вид.
Двухсторонняя лестница, терраса с пристенным фонтаном были пристроены в 1914 году, авторы – Бауман и Нахфолгер. Дополнение стало подлинным украшением парка Бурггартен, солидное и живописное одновременно. Северная часть оранжереи в 1990-х годах стала Домом бабочек авторства Стивена Фрида. Остальную часть сооружения около десятилетия реконструировали, теперь в средней части – элитный по ценам ресторан. Собственно оранжерее во всем павильоне оставили только южное крыло.
Центральный водоем с фонтаном и скульптурные памятники
Живописный водоем с каменными островками появился в парке Бурггартен в 1863 году, став одной из притягательных зон для посетителей. Полюбили пруд и водоплавающие птицы, еще более оживившие водную гладь и весь облик зеленой зоны. На одном из островов был установлен скульптурный фонтан, изображающий борьбу Геркулеса со львом. Сюжет древнегреческой мифологии напоминает композицию с Самсоном в Петергофе, описанную в публикации Большой каскад.
7
Сравнивать здешний одиночный фонтан с петергофским комплексом бессмысленно, совершенно разные масштабы. Однако здесь к ошеломляющей грандиозности и не стремились, добиваясь гармоничного сочетания растительности, воды и добавляя немного скульптур. Бурггартен не сверкает позолотой, не удивляет объемами перекачиваемой самотеком воды, как Петергоф. Это не туристическая достопримечательность для приезжих, а уютное место безмятежного отдыха. Лучшего варианта для центра крупного города трудно вообразить.
Императоры разных эпох в парке Бурггартен
Одним из увековеченных в парке Бурггартен стал император Франц Йозеф Первый, проживший 86 лет. Причем из них 68 – пребывая на троне, в сложной ситуации внутри страны и в Европе. Поначалу счастливо складывающаяся семейная жизнь с красавицей Елизаветой Баварской, популярной в народе, завершилась чередой трагедий. На 40-м году царствования, в 1889 году, покончил с собой их единственный сын, эрцгерцог Рудольф. Ужасающая подробность в том, что перед самоубийством женатый наследник трона застрелил 18-летнюю возлюбленную.
Через 10 лет погибла любимая жена, более известная как Сисси, заколотая напильником итальянского анархиста Луккени. Поистине терновым, венцом стало убийство племянника, наследника трона Франца Фердинанда вместе с супругой в Сараево. Нелепый выстрел националиста Гаврило Принципа вынудил престарелого монарха объявить войну Сербии, положив начало Первой мировой. Разрушения всех империй континентальной Европы Франц Йозеф не дождался, умер в 1916 году.
Верхом на коне изображен правитель более раннего периода, Франц Первый Стефан, первоначально – наследный герцог Лотарингии. Свинцовая статуя была исполнена Бальтазаром Фердинандом еще в 1781 году, в 1819 ее воплотили в камне и поставили в Бурггартен. Более известен как покровитель искусств и муж самой блестящей правительницы, формально оставаясь императором. Этот своеобразный монарх мало вникал в государственные дела, оставив их умной и деятельной супруге Марии Терезии.
Она прославилась не только как выдающийся государственный деятель, что заслуженно, ведь успешно правила 40 лет. За 19 лет супружества она умудрилась родить 16 детей, хотя не все выжили. Но ведь постоянно была в состоянии беременности, руководя при этом внутренними делами и внешней политикой немалого государства. Самый величественный из монументов Габсбургам, памятник этой незаурядной женщине стоит всего в 200 метрах. Что же касается памятника Францу Стефану, то это первая конная статуя Вены.
Великий Моцарт и великолепие природы
Установленный на условной опушке парка Бурггартен мраморный памятник Моцарту имеет малую толику позолоченных деталей отделки. При этом он превосходит популярностью целиком позолоченную статую Иоганна Штрауса-младшего в Штадтпарке. Нет у него конкурентов в этом городе, подобно неподражаемому собору Святого Стефана среди церквей. Вспомнилось это величественное сооружение, потому что даже отсюда видны его древние шпили. И монумент Моцарту, и собор относятся к символам австрийской столицы.
Истории и подробностям облика работы Виктора Тильгнера посвящена отдельная статья, поэтому описания не будет. Только обратим внимание читателей на окружающую растительность, благо пока не еще не облетела листва. Возле памятника Моцарту единственные в парке Бурггартен прямоугольный газон и прямолинейные дорожки, элемент небольшого регулярного партера. Остальное – пейзажный парк в английском стиле, непредсказуемый по расположению деревьев, с неровным рельефом поверхности.
Не отрицая определенной привлекательности французского регулярного стиля, признаемся в большей приверженности к пейзажному. Ни в коем случае не навязывая свои предпочтения, поясним их любовью к первозданной природе, не тронутой человеком. Поэтому приятно было посетить этот небольшой оазис, удачно имитирующий естественные ландшафты. Поэтому постарались оттенить привлекательные стороны парка Бурггартен, а отрицательных моментов нами здесь просто не найдено. Побывайте, и убедитесь сами!
Парк Бургартен поражает уютом, тишиной и ухоженностью. Местные сюда ходят, чтобы просто погулять, отдохнуть от шума и суеты Вены, можно даже просто полежать на траве или устроить пикник. Туристы обычно просто приходят, чтобы полюбоваться красотой парка, а также увидеть шикарную статую гениального композитора Моцарта. В парке множество и других памятников (конная статуя императору Францу Первому Стефану, памятник Аюрахаму а Санта-Кларе, бронзовый монумент Францу Йосифу Первому и многие другие), которые не менее эффектные, красивые и впечатляющие. Имеет и Пальмовый домик, который нам очень понравился домом Бабочек, где можно полюбоваться на этих красивых насекомых. Кстати, в этом же домике имеется и ресторан. Очень советую посетить, хотя цены там, конечно, не самые низкие.