Был применен венецианский обратный способ, когда разложенные на подложке с бортиками вниз лицевой частью кусочки заливали раствором и получали крупные мозаичные блоки, готовые к установке на стены. Рассмотреть в разной степени приближения мозаичные росписи Спаса на Крови можно на снимках нашего слайдера. Не умаляя мастерства фотографа, следует заметить, что живое ознакомление с произведениями доставит еще более яркие впечатления.
Посетить храм – памятник на месте смертельного ранения одного из самых успешных и популярных в народе правителей России стремятся очень многие. Тому способствуют известные обстоятельства жизни Александра Второго, пережившего не менее пяти реальных покушений. Был и ряд неудавшихся попыток его убийства, только боевики Народной воли делали не меньше 8 раз.
Их последняя попытка и привела к тяжелейшему ранению императора, выскочившего из кареты невредимым после предыдущего взрыва и бросившегося помогать раненым сопровождающим. Террорист Гриневицкий успел привести в действие еще одну бомбу, оказавшуюся роковой. Над местом трагического события воздвигнуто специальное сооружение, находящееся в западном крыле здания, под колокольней.
Сооружение типа балдахина называется покровом, или сенью. Это прекрасный образец применения еще одного красивого и долговечного материала – поделочного камня. Шатер сени выполнен из нескольких разновидностей яшмы и змеевика, он опирается на колонны из редкой темной яшмы. Кокошники шатра украшены цветками из родонита (орлеца), выше находится пирамида из змеевика с крестом из горного хрусталя.
Колонны стоят за ограждением из родонита, дополненном ажурной позолоченной решеткой. Под стать ограждению выполнено половое покрытие с красочными инкрустациями и ковровой дорожкой для прохода посетителей. Стоимость ценных камней в этом сооружении близка к половине от общих затрат на строительство Спаса на Крови.
Огражденная территория под шатровым покровом сохранена в неизменном состоянии со времени смертельного ранения Александра II. Булыжная мостовая и часть старинного ограждения набережной Екатерининского канала – материальные свидетели происшедшей в 1881 году трагедии, унесшей жизнь Освободителя.
Незадолго до гибели император одобрил проект Конституции, который через неделю после рокового события был предан забвению. Унаследовавший престол Александр III провозгласил усиление самодержавной власти, отступив от линии отца, но его убийц жестоко покарал.
Не прошло и месяца, как вожди народовольцев были публично повешены. Именно Александр был инициатором возведения Спаса на Крови, проведя не менее трех конкурсов на лучший проект.
Наряду с иконостасом, сенью и другими элементами внутреннего убранства Спаса на Крови большой интерес представляют киоты храма, хранящие самые почитаемые иконы. Выполненный из нескольких разновидностей яшмы с использованием родонита и порфира северный киот, который ныне хранит одну из сохранившихся мозаичных икон по рисунку Нестерова – Святой Благоверный князь Александр Невский, в честь небесного покровителя Александра Второго.
Один из величайших русских воинов изображен в доспехах за молитвой у домашней божницы, сложившим к ногам меч и щит. Несмотря на канонический статус изображения, оно во многом похоже на светскую живопись. Мозаика прекрасно передает отблески света из небольшого окошка на воинском облачении.
Спас на Крови – одно из зданий Санкт-Петербурга, определяющих как внешний облик, так и историческую память города. Покрытые разноцветной эмалью купола соборных глав, блеск позолоты купола колокольни видны с дальнего расстояния, напоминая о происшедшей на этом месте трагедии.
Из небольшого обзора будущие гости Санкт-Петербурга не смогут удовлетворить свою любознательность по поводу храма Спаса на Крови в полной мере, это возможно только при личном осмотре. Теперь эти люди знают, чем этот собор знаменит не только в России, что здесь обширнейшие росписи и иконы мозаичного исполнения, широчайшим образом использованы самые ценные минералы российских месторождений.
Посетителям собора Спаса на Крови гарантировано не только эстетическое удовольствие от созерцания архитектурных форм и декоративного убранства храма. Само место его расположения напоминает страницы российской истории, пусть не самые радостные, но тем не менее достойные памяти потомков. Сохранение исторической памяти – одно из условий успешного дальнейшего развития любой державы.
Ничего не могу сказать об императоре и религии. Но вот само здание храма ничего кроме головной боли у меня не вызывает. Пестрая мешанина с претензией на искусство. В отличие от собора Василия Блаженного, данное сооружение яркий пример порочной практики привлечения иностранцев в возведении православных святынь.
Позволю себе не согласиться с предыдущим автором. Возможно ему не приглянулся Спас на Крови, в отличии от Василия Блаженного, потому что Москва больше по стилю подходит для второго из названных соборов. В Питере же архитектура не хранит на себе отпечатков русской старины. А ведь для того, чтобы построить собор, конкурс на лучший проект проводили аж Два! раза. И одним из соавтором лучшего проекта был архимандрит Игнатий. Не думаю, что этот человек старался угодить иностранцам и нарисовать лубочную картинку. Скорее всё же была попытка создать именно русскую церковь характерную для традиционной Руси.
И разве можно не любоваться этими изящными линиями?
Немного печалит, в какой туристический конвейер практически превращен прекрасный храм.
Можно спорить с аутентичностью стилистики, но на мой взгляд, автор проекта и его сподвижники постарались на совесть.