Центральный объект петровского Версаля, Большой Петергофский дворец, неоднократно менял свой облик. Первоначально Нагорные палаты архитектора Браунштейна из двух этажей имели размер ширины Большого каскада. Реконструкция, предпринятая Микетти еще при Петре, в 1719 году, и особенно перестройка Растрелли с 1745 года в продолжении 10 лет облик здания значительно изменили. Дочь великого императора, Елизавета Петровна, создала Большой Петергофский дворец в окончательном облике.
Протяженность северного фасада, которым Большой Петергофский дворец обращен в Нижний парк, почти 300 метров. Постройки все авторы старались выдержать в едином стиле, но наблюдаются и различия. Кроме названных зодчих, лепту в дворцовый облик внес и Леблон, и Земцов, построивший боковые галереи. Фланговые корпуса, Церковный и Гербовый, ставшие наиболее приметными, задумал и выстроил Растрелли.
Переделки и достройки, которые пережил Большой Петергофский дворец, инициировали правители России. К этому побудили новые веяния архитектурной моды, собственные представления о прекрасном и нанятые специалисты. Однако двести лет существования здание только развивалось, а после Второй мировой войны оказалось развалинами. Восстановление шедевра казалось неосуществимым.
Однако проектные материалы сохранились, начиная от собственноручных эскизов Петра Великого. Чертежи Растрелли, представлявшие последний вариант строения, также утеряны не были, что позволило воссоздать Большой Петергофский дворец уже к 1952-му году. Замыкающий западный фланг Корпус под гербом стал одним из украшений дворцово-паркового комплекса. Его замечательное завершение – на фото слайдера.
Гербовым корпус западного фланга назван из-за символа российской империи на куполе, похожем на храмовый. Он практически повторяет восточный аналог, которым увенчана церковь Петра и Павла в Большом Петергофском дворце. Только там, как и положено, завершением является православный крест. Объемное изображение гербового орла необычно, у него по три головы, крыла и ноги, отовсюду видны две, кроме одной точки внутреннего двора.
Большой Петергофский дворец внутри
Осуществляя последнюю значимую реконструкцию здания, Растрелли применил анфиладное расположение помещений. Это отвечало стилю того времени, напрашивалось исходя из продольно вытянутой конфигурации. Сохранив исторически значимые Нагорные палаты, он увеличил протяженность здания, а главное — его высоту в центральной части. Снятое со старой крыши кровельное железо использовали для замены парусиновой обивки крыш вольеров в Петергофе.
Представляем имеющие подсобное назначение, но неизбежно посещаемые коридор и вестибюль, имеющие свое своеобразие. Невысокие помещения кажутся просторными от использования широких арочных проемов, имитирующих ложные ниши. Их двойные рупорные арки, покоящиеся на простейших подобиях колонн, зрительно расширяют коридор и используются для расположения произведений ваятелей разных эпох.
Недостаток объема скрадывается этими равномерно расставленными скульптурами, как античными, так и времен проведения реконструкции Растрелли. В вестибюле их дополняют массивные дорические колонны и строгих форм дверные коробки. На полу использовано чередование светлых и темных плит, случайно или намеренно совпадающее с выстилкой уступов каскада Шахматная гора. Фонари под потолком – раннего петровского периода.
Вестибюль примечателен историческим стендом, посвященным некоторым правителям России. Показаны те, кому Большой Петергофский дворец обязан и существованием, и главными изменениями облика и интерьеров. Отсутствие супруги Петра, правившей после него Екатерины Первой, объясняется недолгим царствованием. Она мужа пережила лишь на два года, просто не успев оставить своего следа в Петергофе.
В коридоре выставлена уменьшенная копия дворцового здания, в точности воспроизводящая его внешний вид. На фото предстает северный фасад, домовая церковь слева, в реальности – на востоке. Наглядность макета позволяет представить Большой Петергофский дворец полностью, что снаружи сделать невозможно. Неудобно снова цитировать русского поэта, никто лучше не сказал, как рассматривать большие объекты.
Макеты и модели используют часто, чтобы наглядно обрисовать сооружение такого масштаба, как Большой Петергофский дворец. Возле Большого дворца в Царицыно вся усадьба представлена в камне. Усадьба Кусково нарисована на кабинетном столе, макет выставлен у стен собора Святого Стефана в Вене. При желании можно обнаружить подобную практику в целом ряде ранее описанных дворцов и замков, имеющих обширные здания.
Одним из признанных шедевров, украшающих Большой Петергофский дворец, является его Парадная лестница. После достаточно скромных коридоров и вестибюля посетители попадают совсем в другие интерьеры. Колонны стволами похожи на виденные в вестибюле, но опорные базы и капители покрыты позолотой. даже внешне похожие потолочные светильники при ближайшем рассмотрении сложнее и красивее.
После прохода за колонны, где заканчивается шахматный пол, дворцовое великолепие проявляется в полной мере. великолепные образцы художественной лепнины и резьбы, покрытых сусальным золотом, украшают уходящие вверх стены лестничных пролетов. В оформлении использованы фантазийные мотивы, узоры и вензеля, дополненные рельефами разной объемности.
Первые парадные залы
Анфилада парадных залов начинается с Чесменского, оборудованного при Екатерине Великой, преобразив бывший Аванзал. Функции помещения при этом не меняли, в нем по-прежнему собирались приглашенные перед началом приема. Зал превращен в картинную галерею, посвященную морским победам российского флота. Прекрасные образцы полотен мастеров батальной живописи демонстрируют сцены морских сражений.
Картины намеренно не показаны, чтобы не лишать читателей ощущений собственных открытий. Фотограф направил камеру на потолочную роспись, захватив попутно и люстру, из-за которой м видно плохо. Оригинальный плафон утрачен во время Великой Отечественной войны, да он и не подходил к тематике. Фотография демонстрирует характер отделки, скромностью с долей торжественности отличающей Чесменский зал от прочих помещений.
Далее следует западный Китайский кабинет, восточный расположен ближе к церковному флангу здания. Мода на азиатские интерьеры в те времена была устойчивой, особенно экзотичными считали Китай и Японию. Самые замкнутые цивилизации были непонятны европейцам, этим и привлекали повышенное внимание. Китайский кабинет декорирован фрагментами ткани для ширм, украшенной золотым и серебряным шитьем по черному лаку.
Фарфоровые шедевры из страны, которую считают родиной фарфора, высоко ценились, обладать ими было престижно. Даже оригинально расписанная столешница служит только фоном для посудного комплекта, явно высокой ценности. Своеобразные сосуды в красочных бронзовых оправах выставлены на расписном аналоге русского сундука. Но самый замечательный экспонат здесь – печь из фарфоровых изразцов с чудесными рисунками.
Белый столовый зал
Белый столовый зал сначала привлекает сервировкой стола с большим избытком посудных раритетов. Немногим недотягивает до двухсот количество предметов только фарфорового сервиза, полученного Екатериной Великой из Англии. Всего изделий в нем было около полутора тысяч, многие разбиты и утеряны. Авторское произведение мастера Виджвудса изготовлено на заводе Этрурия в городе Стаффордшир за два года.
Представлен на столе и хрусталь, от бокалов и графинов до громоздких, но украшающих застолье канделябров. Неожиданно лаконичным выглядит оформление стен, ни один зал Большой Петергофский дворец столь скромно не декорировал. Однако на общем светлом фоне помещения барельефы на стенах столовой выглядят весьма представительно. Если бы не мешало неудачно направленное солнечное освещение, их вид впечатлил бы еще больше.
Картины Екатерины и кабинет Петра
Екатерина Великая ценила портретиста Пьетро Ротари и приобрела у родни после кончины художника большинство работ. Большой Петергофский дворец стал основной площадкой их демонстрации, размещены полотна в Картинном зале. Многократно скромнее экспозиция портретов кисти Ротари в другом Большом дворце, в усадьбе Архангельское. Размещал работы Валлен-Деламотт, применив шпалерную развеску.
Картины занимают львиную долю площади стен помещения, но есть в нем и привлекательные элементы декора. Прежде всего это выдающиеся образцы резьбы по дереву, которой украшено все, что возможно. Восхитительно выглядят дверные створки, а особенно – пространство над ними, на языке зодчих – десюдепорт. Не менее красочен старейший из сохранившихся плафонов, работы Бартоломео Тарсии, прославляющий Петра Первого.
Дубовый кабинет Петра Первого создавал еще Леблон, в начальный период оформления интерьеров Нагорных палат. Он сплошь обшит дубовыми панелями, внизу гладкими, выше – с резными панно тонкой работы. Исторические и аллегорические изображения выполнялись по эскизам и под руководством французского мастера резьбы по дереву Николя Пино. Такой интерьер нравился императору, подобный и во дворце Марли.
В честь победы над шведами в Северной войне в Дубовом кабинете сохранялось несколько боевых знамен. Вращающийся на оси глобус напоминал о роли императора в становлении навигационной науки в стране. На столике под зеркалом – еще один подлинный экспонат времен Петра, старинный секретер. Изготовлен раритет итальянскими мастерами из черного дерева и бронзы, инкрустирован вставками из поделочных минералов.
Наружный облик дворца и его окрестности
Вид на террасу Верхнего грота и ближайшее окружение, открывающийся через одно из окон, весьма живописен. Внутри каменной балюстрады, в промежутке между центральными столбами, — один из бесчисленных фонтанов Большого каскада. Называют его Трубящие тритоны, это фантастические существа с мужским торсом и головой, вместо ног у них хвосты ящериц или змей. Приложенные к губам раковины извергают струи воды.
Ниже открывается живописная панорама ближайших окрестностей Большого каскада, начиная от центрального бассейна (ковша). Уходящий к Финскому заливу отводной Морской канал несет родниковые воды фонтанов внутри каменных берегов. Зеленеющий травяной газон окружает приемную чашу и тянется вдаль, к Балтийскому морю. Он обрамлен древесными зарослями лесного массива, вблизи ограничен галереями.
Южным фасадом выходящий в Верхний сад, вместе с прилегающей продольной аллеей Большой Петергофский дворец образует замкнутое пространство. Почему-то здесь, на достаточно большой площади, размещения фонтанов не предусмотрено. Получается внутренний двор с регулярным партером из дорожек, газонов и одиночных растений, некоторые в контейнерах. Галереи и корпуса дворцового здания и отсюда выглядят привлекательно.
Осматриваемая территория лишена не только фонтанов, здесь нет никаких элементов развлечений или удобств для посетителей. Хотя говорить об отсутствии чего-либо интересного неправильно, можно изучать архитектуру или любоваться цветами и растениями. Возможно, разместив здесь посадочные места, удалось бы снизить нагрузку на популярные участки. Кое-где территория, окружающая Большой Петергофский дворец, перегружена публикой.
С другой стороны, установив садовые скамейки, просторный партер регулярного типа можно превратить в заурядный сквер. Что касается фонтанов, их достаточно, нельзя судить обо всей территории по локальной фотографии. Прогулка показывает, что в центре любого участка обязательно находится брызжущее водой сооружение. Хотя нелепо отрицать, что популярность, например, Большого каскада превосходит другие части территории.
Большой каскад издали и вблизи
Со стороны причала на Финском заливе Большой Петергофский дворец и Большой каскад едва виднеются. Немудрено, ведь до них около 600 метров протяженности Морского канала и заслоняющие видимость мосты. Поток воды по Морскому каналу сравним с небольшой рекой, сюда попадает весь сброс фонтанов Петергофа. Около полутора сотен струй, больших и малых, наполняют рукотворное русло.
Красота петергофских фонтанов очаровывает, но под стать ей техническое решение по подаче воды. Все установки работают без единого насосного агрегата, за счет перепада высот между источником и потребителями. Не верится, но факт – фонтаны Петергофа сродни вечному двигателю, энергия здесь расходуется только на вечернюю подсветку. Настоящее инженерное чудо создали почти три века назад, и работает!
Заключительная фотография обзора выполнена через минуту после прекращения подачи воды. Верхние фонтаны осушились, нижние самотеком спускают остатки из систем. Вода, забираемая на возвышенности в 20 км отсюда, продолжает через накопительные пруды пополнять море. Красивое техническое решение обеспечивает работу великолепного комплекса фонтанов, не затрачивая энергетических ресурсов.
Мечтой Петра Великого было превзойти французский Версаль красотой дворцово-паркового ансамбля, это ему удалось. Однако если этот факт некоторыми оспаривается, то отрицать инженерное превосходство Петергофа никто не пытается. Большую роль в решении сыграл француз Леброн, поэтому достижения нашего комплекса фонтанов интернациональны.
Большой Петергофский дворец – важнейшая составляющая Государственного художественно – архитектурного дворцово – паркового ансамбля музея-заповедника. Наше посещение освещено намеренно не полностью, чтобы предоставить читателям возможность для собственного восприятия остальных залов. Тронный и Танцевальный наиболее просторны, интересны Голубая и Куропаточная гостиные, Диванная комната. Приезжайте и любуйтесь!
Была много раз в Петергофе, видела этот красивейший дворец, но вот с экскурсией туда как-то не доводилось заходить. Так что, про внутреннюю начинку ничего и сказать не могу, но периодически там снимают эпизоды различнейших исторических фильмов.
Мне Петергоф запомнился чуть ли не больше, чем все другие достопримечательности Питера! Единственное НО (для меня): ооочень много людей. Толпы портят всю картину, атмосферу дворца и дворика, толпа на заднем плане чуть ли не каждой фотки, и из-за огромного скопления людей насладиться красотой невозможно. Хотя я понимаю, что ничего не поделаешь, ведь я же для других людей точно такая де толпа, как они для меня:)
Несколько лет назад сын учился в Питере и жил в 10 минутах езды от Петергофа. В каждый свой приезд к нему я ездила гулять в это чудесное место. Как правило, это была золотой осенью. Народу мало, погода нежаркая. Очень-очень нравилась атмосфера. Два раза была на экскурсии внутри дворца. Небольшое разочарование от того, что узнала — в годы войны дворец практически полностью был разрушен и отстроен потом заново. А мне нравятся дома-музеи, где остался дух того времени, оригинальные вещи известных людей, та самая обстановка, а не подделки…