Западный и восточный берега Стамбула, находящиеся в разных частях света на одном континенте, неоднократно соединены. Босфорский мост – первая из артерий, сменил простое и понятное название после попытки переворота 2016 года. Теперь это Мост мучеников, с датой события, которое без подобного увековечения скоро вряд ли вспомнят. Для большинства это сооружение запомнилось именно как Босфорский мост, таковым и останется.
Пролив, зримо делящий Европу и Азию, соединяет сразу несколько внутренних морей обширного континента. Вместилище многочисленных достопримечательностей, он и сам стал символом Стамбула и всей Турции. Босфорский мост – по сути первое капитальное сооружение на проливе, соединившее части света и городские районы. Первую переправу из лодок и понтонов здесь строили воины персидского царя Дария. Византийский Константинополь использовал пролив Босфор как естественную преграду захватчикам, но турки их перехитрили.
Босфорский мост – жизненная артерия Стамбула
Сравнительно с византийской эпохой, нынешний Стамбул разросся по количеству жителей, увеличились территория и плотность населения. Мегаполису под 15 миллионов населения необходима развитая инфраструктура, быстрый доступ во все его районы. Именно для этого возвели Босфорский мост, потом еще два, плюс два подземных тоннеля. Эти путепроводы, охватывающие все виды сухопутного транспорта, соединяют многие мировые магистрали. Лишь пешеходам заказан переход пролива по здешним мостам, во избежание суицидов.
Однако возможность такая все же предоставляется, это доступно при проведении ежегодного Стамбульского марафона. Забег стартует в Азии, финиширует в старинном европейском квартале Султанахмет в разных его местах. Соревнуются бегуны на нескольких дистанциях, от классического марафона (42 км 125 м, расстояние от города Марафон до Афин) и меньше, плюс гонки колясочников. Осеннее воскресенье, когда проводится марафон, — единственный день, когда Босфорский мост открыт для пешеходов и свободен от автомобилей.
Конструктивное исполнение
По конструкции Босфорский мост относится к висячим, он не имеет установленных на дно пролива элементов. Дорожное полотно крепится к железобетонным опорам на берегах природного канала толстыми канатами из высококачественной стали. Основные укреплены в анкерных опорах на уровне проезжей части, проходят через верхушки несущих мачт, укреплены и в центре пролета. От них зигзагом спускаются тросы меньшего диаметра, поддерживающие дорожное полотно, выполненное в виде коробчатой фермы.
Общая длина моста составила 1560 метров, пролет между опорами – 1074 метра. Высота опорных конструкции равна 165 метрам, расстояние от низа полотна до воды 64 метра. Цифры не самые рекордные, но достаточно солидные, первый Босфорский мост может пропускать любые корабли. На западном берегу пролива ориентиром служит мечеть Ортакёй (по названию района), или Большая мечеть Меджида. От нее до моста около 350 метров, но фото с разных ракурсов визуально демонстрируют ее чуть ли не под полотном.
Не имеющий абсолютно никаких декоративных элементов, висячий Босфорский мост – памятник инженерного искусства. Его запуск к 50-летию Турецкой республики обставили в 1973 году как событие международного значения. Второй мост на Босфоре появился в 1988 году, дату пуска подобрали символическую – 535 лет взятия Константинополя. Соответственно назвали именем победителя Византии, султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя). Параметры сооружения близки первому мосту, конструктивное отличие – прямые тросы поддержки полотна, здесь – наклонные.
Висячие мосты считаются наименее затратными в финансовом плане, не самыми сложными технически. Существенным недостатком этих сооружений является невозможность выполнения железнодорожных перевозок. Разовая нагрузка от тяжелого локомотива превышает пределы прочности на разрыв поддерживающих тросов. Однако для полноценного восстановления в новом качестве Великого Шелкового пути железная дорога была необходима. Со спорами и трудностями, но в 2016 году новый мост севернее Стамбула был открыт.
Немного про новый мост и возврат к первому
Комбинированная конструкция, сочетающая элементы висячего и вантового моста, оборудована двухпутной рельсовой колеей. Кроме того, по 4 полосы автомобильных, общая ширина почти 60 метров. Не будем говорить о рекордах, они ныне недолговечны и постоянно обновляются, но высота опор около 322 метров. Назвали сооружение именем опять же султана, на сей раз – Селима Грозного. Правивший в 1520-х годах, он за 8 лет увеличил территорию Османской империи на 70%, умер от скоротечного недуга. Однако вернемся к теме обзора.
На фотографии западной опоры хорошо видны основные канаты, которыми Босфорский мост и держится навесу. От креплений на мачте они уходят влево, к монолитной анкерной опоре, и крепятся к ней намертво. Вправо от мачты канаты опускаются с касанием и креплением к полотну, затем поднимаются к восточной мачте. На берегу выделяется уже упомянутая мечеть Ортакёй, названная в честь султана Меджида. Правитель ничем особо не прославился, только до самого падения Оманской империи ею правили его сыновья от разных женщин.
Восточную мачту показываем для комплекта и полноты впечатлений, здесь также видны поддерживающие тросы. Зато более отчетливо просматривается береговая часть сооружения, тоже заканчивающаяся анкерной опорой. Здесь видно, что начиная от мачты ферма, трапеция в сечении, сменяется на простые балки. Их поддерживают совсем элементарные стойки, пролеты между ними невелики. Живописные холмы азиатской части Стамбула заполнены жилыми строениями, какой-либо упорядоченности их расположения не просматривается.
Перед падением Константинополя здесь были уже турецкие владения, обосновались захватчики и на западном берегу. Столица Византии оказалась во вражеском окружении, с запада ее защищал непреодолимые укрепления Феодосия. Бухту Золотой рог византийцы перекрывали колоссальной металлической цепью, удерживаемой на плаву бревнами. Мехмед Фатих построил две крепости на противоположных берегах пролива, как раз там, где стоит мост его имени. Крепостные орудия простреливали весь Босфор, город был блокирован.
Продвигаемся на юг, к Мраморному морю
Владения Константинополя к моменту его падения ограничивались лишь городской территорией, население не превышало 50 тысяч. Против прежнего полумиллиона или более (называют даже миллион) это мизер, армия турок была намного больше. Исход противостояния был предрешен, блокада водных путей сыграла решающую роль. Исчезновение мощнейшей империи в буквальном смысле изменило ход исторического развития, прервало сообщение Европы и Азии. Положительным было только оживление морских исследований новых путей.
Победу турок над Византией всерьез называют первопричиной открытия Америки, пути в Индию, других великих путешествий. Однако пролив Босфор остался важнейшей водной артерией мира, наряду с рукотворными Панамским и Суэцким каналами. Через него проходит кратчайший путь из Средиземного в Черное море, проходимый всем классам морского транспорта. Все три моста через пролив судоходству не препятствуют, пролеты возвышаются на 65 метров над водой. При проходе под первым мостом наблюдают снизу конструкцию полотна.
Особенно многочисленны в проливе прогулочные суда, развлекающие туристов краткосрочными путешествиями после сухопутного осмотра достопримечательностей. Стамбул ими изобилует, как мало какой другой мегаполис мира, благодаря многовековой истории. Ставший музеем собор Святой Софии, великолепный храм, который не могли превзойти тысячу лет, — самая значительная. Перечислять можно долго, практичнее начать путешествие с парка Миниатюрк, там приметные объекты представлены уменьшенными копиями.
Гораздо более важными экономикам многих государств, чем туризм, является транспортировка нефти и нефтепродуктов, контейнерные перевозки. Россия среди этих стран едва ли не первая, через пролив вывозится львиная доля экспортируемого зерна. Босфор входит в стратегический перечень конвенции Монтре от 1936 года, проход судов здесь гарантирован даже в военное время. Краткая приостановка летом 2016 года, во время попытки переворота, вызвала скопление судов в Мраморном и Черном морях. Память – новое название первого моста.
Босфорский мост демонстрирует экзотику
Живописнейший вид на Босфорский мост открывается с Мраморного моря, с Девичьей башней на переднем плане. Это небольшое строение на скале вблизи азиатского побережья овеяно многочисленными и противоречивыми легендами. Некоторые относят строительство на 400 лет до нашей эры, к временам войны Спарты и Афин. Другое название башни – Леандрова произошло от предания об утонувшем возлюбленном, переплывавшем на свидание. Достоверно известно об использовании Девичьей башни для координации судоходства и как маяка.
Необычным расположением и упомянутыми легендами Девичья башня заслужила звание одного из символов Турции. Ее изображали на банкнотах, рисовали многие известные живописцы. В их числе выдающийся российский маринист армянского происхождения Айвазовский, изобразивший строение в 1848 году. Его Леандрова башня в Константинополе демонстрируется в московской Третьяковской галерее. Располагали в строении художественные выставки, рядом устраивали лодочные стоянки, внутри даже одно время хранили цианид.
Вечерний Босфорский мост на прощание
Иллюминировать мостовые сооружения становится все популярнее, наравне с сухопутными строениями на возвышениях и у воды. Эффектность этого показана на примере крепости Нарикала в Тбилиси, особенно в статье про Серные бани. Однако надводные мосты на объектах судоходства при освещении требуют соблюдения строгих правил. Красный и зеленый цвета исключаются, поскольку используются в навигационной сигнализации. Необходимо строго контролировать направленность световых потоков, чтобы никого не ослеплять.
Как судоходство, так и перевозки по мостам осуществляются круглосуточно, поэтому цветовую иллюминацию необходимо строго контролировать. Попадание света в поле зрения управляющих любым транспортным средством может стать причиной катастрофы. Однако подсветка с соблюдением правил преображает мостовые сооружения в сумерках и делает видимыми в темноте. Босфорский мост подсвечен, надо признать, далеко не самым живописным способом. Цвет мрачноват, на канатах только одиночные лампочки.
Наши статьи неоднократно посвящались мостовым сооружениям разнообразного назначения и разного устройства. Это и королевский Карлов мост через Влтаву в Праге, и мост Джурджевича в Черногории. Московский Крымский мост ближе других по устройству к объекту данного обзора. Фигурный мост Баженова в Царицыно наиболее далек от Босфорского и обликом, и назначением, но все они интересны. Не обойдите вниманием представленное инженерное сооружение, находясь в турецкой столице.