Музей-лицей Пушкина занимает северо-западный флигель Екатерининского дворца в бывшем Царском Селе. Заведение в этом здании работало менее 40 лет, прославившись выпускниками, в том числе величайшим литератором. Учеба оставила сильнейшие юношеские впечатления, отраженные в творчестве Александра Сергеевича, Музей-лицей Пушкина это олицетворяет.
Лицей основал император Александр I, озаботившись образованием младших братьев, его дочери долго не прожили, сыновья отсутствовали. Закрепленный в уставе запрет телесных наказаний отличал его от других учебных заведений. Принимали на обучение только дворянских отпрысков, программа была нацелена на всестороннее формирование личности будущих придворных. Последовавший в 1843 году перевод из Царского села в Санкт-Петербург привел к запустению на сто с лишним лет. После Великой Отечественной войны флигель передали Пушкинскому дому, в 1949 году решили создать Музей-лицей Пушкина.
Музей-лицей Пушкина, предыстория и размещение
Воссоздание обстановки второго десятилетия XIX века, особенно подбор экспонатов, осложнялись отчасти из-за упомянутого переезда. Наложили отпечаток и последующие революционные события, когда воспитавшее гения учебное заведение закрыли, использовали под жилье. Известно о проживании здесь художника Петрова-Водкина и поэта Мандельштама.
Тем не менее Музей-лицей Пушкина был создан и успешно работает, стал существенной частью здешних достопримечательностей. Хорошо хотя бы то, что не понадобились раскопки, как грекам в отношении Ликея великого Аристотеля. Именно его избрали за образец создатели учебного заведения закрытого типа.
Никакого смысла размещать Музей-лицей Пушкина где-либо, кроме первоначального здания, не было. Естественным образом учреждение памяти великого поэта заняло свое историческое место, в перестроенном Стасовым флигеле авторства Неелова. Для конкретизации сказанного помещаем фото Екатерининского дворца, показанного еще в нескольких обзорах. Речь идет о статьях, представляющих павильоны Эрмитаж и Грот, Эрмитажную кухню и Нижнюю ванну. Перестройка бывших покоев дочерей Павла I потребовалась для приспособления под интернат.
Императорское учебное заведение предполагало постоянное проживание воспитанников, для этого было оборудовано несколько десятков спален на верхнем этаже. Опочивальни преподавательского состава разместились на нижнем этаже, средние вместили учебные классы и другие общие помещения. Привлекает внимание наличие решеток на верхних окнах, при этом внизу они отсутствуют. Очевидно, что не проникновения злоумышленников опасались, а беспокоились о безопасности не в меру активных воспитанников.
Упоминание Ликея Аристотеля, обнаруженного в натуре только в прошлом веке, – не ошибка, обстановку изобразил Рафаэль. Имелись и письменные свидетельства, говорящие о соседстве воспитанников и преподавателей. Музей-лицей Пушкина правдиво воссоздал это обстоятельство, взятое за основу режима интерната. Классический облик здания, сдержанное благородство архитектурного стиля были одним из компонентов воспитания молодых людей. Одновременно это и наглядное пособие, и место занятий, и общежитие.
Памятные плиты разных эпох
На внутреннем фасаде, под портиком с четырьмя колоннами, над окном первого этажа – одна из мемориальных досок. Время установки старинной памятной плиты известно доподлинно, она появилась в честь столетия учебного заведения. Почему-то установку несколько затянули, укрепив извещение только в январе 1912 года. На фасаде, обращенном к Екатерининскому дворцу, в 1892 году появилась плита об обучении Пушкина. Увековечить этот факт призывала в обращениях к властям литературная общественность, перед 100-летием поэта призывы были реализованы.
Следующая доска, уже современная, находится над крыльцом входа в Музей-лицей Пушкина, напротив церковного корпуса дворца. Она видна на заключительном фото обзора издали, сейчас показываем вплотную. Выполненное из бронзы с чернением поверхности и полировкой букв изделие выглядит вполне солидно. Однако вряд ли следовало на мемориальную доску помещать часы работы, тем более таким уязвимым способом. Но эти мелочи не заслоняют главного, — того, что учебное заведение великого Пушкина остается на века.
Размещение элитного учебного заведения в историческом месте, среди парковой зоны и архитектурных шедевров исключительно удачно. Не используемые в полной мере красоты местности и строений стали раздольем для воспитанников Императорского лицея. Это частично компенсировало полный отрыв от семейных усадеб на все 6 лет обучения. Строгий распорядок дня воспитывал дисциплинированность и нацеливал на усвоение знаний. Александру I не удалось водворить сюда братьев, Николай после коронации сетовал на собственное невежество.
Помещения и реликвии императорского лицея
Кроме отдельных классных комнат для преподавания, лицей был оборудован и парадными помещениями, торжественно оформленными. Актовый зал знаком почитателям Пушкина и любителям живописи, запечатлен на одной из последних картин Репина. Написанное в 1911 году полотно иллюстрирует событие почти вековой давности, декламацию Пушкина на выпускном экзамене. Расстановка мебели на картине иная, стол комиссии у противоположной стены, много зрителей на дополнительных стульях.
Именно в этом зале престарелый Державин назвал 16-летнего вундеркинда своим наследником в российской словесности. Через год после своего предсказания знаменитый поэт, сенатор, министр и государственный деятель скончался. Репин живописно представил и позу Пушкина, и удивленно привставшего с места председателя комиссии с лорнетом. На красной скатерти стола выложена папка с вензелем на обложке, ее же представил Музей-лицей Пушкина. Теперь реликвия под прозрачным предохранительным укрытием, на почетном месте главного экспоната.
Рельефный вензель основателя лицея, императора Александра I, обрамлен венком и увенчан короной. На перевязи с кистями – печатка с гербом Российской империи, знак государственного уровня официального документа. Устав учебного заведения становился главным законом для воспитанников на период обучения, продолжал действие после выпуска. Содержание документа оставалось нравственным стержнем лицеистов, как оставалась незыблемой сложившаяся в юности дружба.
Лицейская библиотека
Значительную часть времени обучаемых распорядок отводил для чтения, библиотека была популярнейшим местом самостоятельных занятий. Основу книжного собрания составили личные книги Екатерины Великой и ее внука, Александра I. Музей-лицей Пушкина представляет подлинные издания того времени, не гарантируя их принадлежности лицею времен первого набора. Однако имеются в собрании издания с библиотечным экслибрисом, штамп даже снабжен изображением государственного герба.
Одно из таких изданий, том из сочинений Сократа, Музей-лицей Пушкина представляет в экспозиции раскрытым. Строение книги, изданной годом позже пушкинского выпуска, полностью сходна с современными. На фронтисписе гравированный портрет автора, с ним скреплен титульный лист издания. Рассказывают, что формирование библиотечных фондов лицея проводилось с учетом мнений обучаемых. Кроме книжных шкафов, в библиотеке находились индивидуальные столы для каждого лицеиста.
Вполне естественно, что Музей-лицей Пушкина демонстрирует именно его стол для выполнения домашних заданий. О степени успешности обучения будущего реформатора русского литературного языка речь впереди, пока осмотрим предлагаемый экспонат. Теперь на столешнице разложены листы бумаги со строчками, написанными Александром Сергеевичем собственноручно. Поклонникам великого поэта и прозаика России большее может предложить только Государственный музей в Санкт-Петербурге.
Учебные классы и наглядные пособия
Учебные классы Музей-лицей Пушкина сохранил в том самом виде, который был при обучении первого набора. Парты изготовлены блоками на пять человек, вогнутой конфигурации, расставлены восходящими по высоте рядами. Подобное построение аудиторий, гораздо более вместительных, сейчас практикуется только в крупных учебных заведениях. Оно удобно как для преподавателей, видящих каждого, так и для прилежных учеников. Самыми престижными были передние места, достающиеся самым успевающим.
Система оценки знаний тогда разительно отличалась от нынешней, высшей была единица, а наихудшей – четверка. Нулем оценивалось отсутствие знаний или непосещение предмета, который могли обучаемому отменить. Однако это не означало вседозволенности, из 30 человек первого набора один был отчислен. По успеваемости будущий классик стал по итогам 26-м из 29, преуспевая в словесности и фехтовании. На первой парте Пушкин сидел на уроках русской литературы и французского языка.
Не приводим списка изучаемых в лицее предметов, он слишком обширен и необыкновенно разнообразен. Достаточно сказать, что за время обучения лицеисты проходили 60 дисциплин, от физики и математики, языков и литературы до фехтования и танцев. Выпускало учебное заведение готовых к любой службе, знающих правила этикета, умеющих вести себя в обществе. Лицейское образование ценилось на уровне университета, но по готовности ко взрослой жизни его даже превосходило.
Специальные классы были прекрасно для тех лет оборудованы и оснащены, давая возможность практических занятий. Из наглядных пособий Музей-лицей Пушкина показывает то немногое, что сохранилось за прошедшее длительное время. В недавно осмотренном классе физики это прибор для демонстрации электрических явлений, глобус и географическая карта. Ценность экспозиции в том, что модель земного шара крутили на оси руки самого Александра Сергеевича. Он сводил электроды прибора, получая маленькие молнии, тыкал указкой в точки на карте.
Кабинет музыки и пения
Музыкальная аудитория была любима Пушкиным, хотя ни на одном инструменте он играть не умел. Фортепьяно выставлено старинное, не совсем привычный для нас инструмент, точно такой демонстрирует Дом-музей В.Л. Пушкина, пушкинского дяди. В нем струны расположены горизонтально, как в рояле, но они короче и направлены поперек. Нам привычнее инструменты с вертикальными струнами, пианино, но они появились позднее. Привлекателен дизайн фортепьяно, от объемной резьбы по дереву до инкрустации светлыми породами.
Руководитель лицея Энгельгардт, сменивший прежнего, Малиновского, просил Пушкина написать гимн учебного заведения. Однако лучший поэт курса отказался, говорят, из-за большого личного уважения именно к Малиновскому. Музей-лицей Пушкина против исторической правды не пошел, на пюпитре гимн Шесть лет авторства Антона Дельвига. Этот обрусевший немец, даже не знавший при поступлении родного языка, был лучшим другом Пушкина. Он умер от тифа на 6 лет раньше пушкинской дуэли, которую мог бы предотвратить.
Общежитие лицеистов и мысли об образовании
Четвертый этаж флигеля был, по понятиям советского зодчества, общежитием коридорного типа с несколькими десятками клетушек. Размещались воспитанники поодиночке, что имеет для воспитания ценность весьма сомнительную, но таково было видение императора. Особой свободы перемещения из комнаты в комнату, шалостей и выходов наружу не допускалось. За порядком следили специальные надзиратели, имеющие комнаты в конце коридора и восседавшие попеременно на стуле.
Пальцев одной руки вполне достаточно, чтобы пересчитать меблировку комнаток лицеистов, но больше здесь не разместить. Распахиваемая дверь проходит впритык к спинке кровати, комод и туалетный стол едва позволяют пройти. Письменному столу в помещении территории не остается, его заменяет чиновничья конторка для письма стоя. Такая поза пишущего считалась тогда даже полезной для фигуры и самочувствия. Похожий предмет мебели присутствует на почетном месте в мемориальной арбатской квартире поэта.
Такая спартанская обстановка, установленный практически армейский распорядок и постоянный надзор шли только на пользу лицеистам. Поневоле приходилось приспосабливаться жить при минимуме развлечений и концентрировать внимание на усвоении учебного материала. Нелепо даже пытаться сравнивать студенческий быт позапрошлого столетия, с нынешним временем. Музей-лицей Пушкина, вовсе не из внимания к проблеме качества нынешнего образования, показывает нужную для успеха концентрацию на обучении.
Снова фотографируем Музей-лицей Пушкина
Если заглавная фотография показывала Музей-лицей Пушкина, можно сказать, со двора, то финальная – с обратной стороны. Они словно зеркальные отражения, так было изначально задумано, хотя не здание в объекте самое главное. Основное значение мемориального учебного заведения, законсервированного для потомков, — демонстрация обстановки, взрастившей одного из величайших россиян всех времен. Александр Сергеевич Пушкин, гений мирового масштаба, достоин увековечения каждого момента короткой жизни.
Подавляющее большинство россиян наслышаны про лицейское образование великого литератора, братство лицеистов и дружбу до гроба. Но касательно внешнего вида учебного заведения, того, что существует Музей-лицей Пушкина, осведомлены совсем немногие. Устраняя по мере сил этот пробел, надеемся, что прочитавшие обзор не оставят этот туристический объект без внимания. Он безоговорочно этого заслуживает своей познавательностью, не говоря о мемориальной ценности. К тому же окружен великолепным парком и другими значимыми достопримечательностями.
Одно из мест, о котором даже думаешь с благоговением. Здесь , в лицее , можно провести хоть целый день, и воображение живо рисует картины лицейских будней, заглядываешь ли в комнаты, где жили тогдашние ученики, или представляешь, как сам Пушкин зачаровано слушает чью-нибудь игру в кабинете музыки..