Среди подобных учреждений мира Национальный археологический музей Афин – одно из самых уважаемых и богатых редкими древностями. При этом статус Национального он приобрел в преддверии векового юбилея.
Обретя суверенитет только в XIX веке, Греция, породившая основы всех европейских цивилизаций, уделяла сохранению истоков собственной истории повышенное внимание. Изобилие древнейших находок при проводимых на территории страны исследованиях и раскопках требовали централизованного хранилища, таковым и стал Национальный археологический музей Афин.
Для музея было спроектировано специализированное здание, разработку вели Людвиг Ланге и Эрнст Циллер. Строить начали в 1866 году, и уже через 8 лет Национальный археологический музей Афин, еще не совсем достроенный, принял первых посетителей. Более 20 тысяч экспонатов научно систематизированы по месту находки и хронологии создания, разделены на несколько тематических разделов. Около 10 дней в году музей работает без оплаты. Доступны единые билеты, позволяющие посетить и Национальный археологический музей Афин, афинский нумизматический музей и Византийский музей.
Здание, где разместил свои сокровища Национальный археологический музей Афин, находится вблизи центральной городской площади. Наружный облик парадного фасада выглядит как длинная колоннада в обе стороны от выступающей вперед центральной части, оформленной выразительнее крыльев. Здесь классический античный портик на ионических колоннах, с кудрявыми капителями и продольными желобками на цилиндрических стволах. Боковые колоннады состоят из стволов квадратного сечения, без особых украшений.
На ширину центральной колоннады выполнена входная лестница, обрамленная с обеих сторон массивными парапетами. На них вполне уместны были бы статуи, но установлены скульптуры только над головами посетителей, по углам крыши главного портика. В нише портика расположен вход, ведущий в вестибюль здания.
Вестибюль в меру просторный, с высокими потолками, не перегружен декоративными деталями и рекламными щитами. Украшениями можно счесть только национальные орнаменты на самом верху мраморных пилонов и колонн, опять же квадратного сечения. Но со скошенными гранями. Скрытая подсветка потолка обеспечивает мягкое приятное освещение.
Экспозиции доисторических древностей
Первые человеческие сообщества на территории нынешней Греции начали возникать еще в эпоху среднего неолита, за 7 тысяч лет до нашей эры. Находки такого древнейшего происхождения исключительно редки, время их усердно разрушает, а позднейшие наслоения надежно скрывают. Происхождение первых развитых цивилизаций датируется II-ым тысячелетием до нашей эры и позднее. Первая постоянная экспозиция демонстрирует экспонаты этих времен, которые имеет Национальный археологический музей Афин.
Экспозиционные залы имеют потолки гораздо ниже, чем вестибюль, ведь для рассмотрения экспонатов на такой же высоте роста людей не хватит. Вход к первой экспозиции украшают огромные плиты из обожженной глины, которые никто не принимает за экспонаты. Под старину стилизованы произведения современных художников, навеянные историей.
Достоверно относящихся к неолиту находок много быть не может по уже указанным причинам. Из наиболее сохранившихся можно отметить глиняную статуэтку и сосуд для жидкости с узким горлышком.
Судя по этим двум предметам, человек и в то невообразимо далекое время был вполне вменяемым существом. Емкость делалась с явным пониманием ее предназначения и необходимых форм и размеров. Статуэтка обнаруживает художественное мышление.
Дальше проходим к экспонатам более позднего происхождения, которые расположены в нешироком, но протяженном помещении. Для одиночного посетителя даже слишком просторно, но музеи рассчитывают с учетом одновременно прибывшей группы.
Основа экспозиции Эгейской культуры – посуда, как и большинства археологических трофеев. Именно посуда наиболее привязана к месту обитания человека, и все находки происходят в жилых помещениях либо поблизости.
Следующие витрины посвящены керамическим изделиям культуры, названной Эгейской. На самом деле это ученые придумали обобщающее название для нескольких обособленных цивилизаций, обитавших на берегах Эгейского моря (на самом деле – части Средиземного).
Назывались эти культуры обычно по местам обитания членов общности, исключение – Минойская цивилизация. Ее назвали по имени полулегендарного царя древности, прославившегося изменой жены с быком – Минотавром, притеснением Дедала, отчего (плюс неосмотрительность) погиб Икар. Еще одино отличие Миноса – несметные богатства, приписываемые этому властителю.
От посуды – к черепкам и оружию
Следующая витрина также посвящена посуде разных размеров, а также содержит много фрагментов и просто обломков. При этом ценность экспоната археологи не связывают напрямую с его целостностью. На видных местах иногда стоят поврежденные или склеенные сосуды.
Часто черепок из-за происхождения, возраста или иных отличий может быть ценнее целого сосуда. Иногда их наклеивают на специально вылепленную форму, либо укрепляют в витрине без всяких ухищрений, как в данном случае.
Минойская цивилизация была локализована на острове Крит. Возникла развитая культура и на материковой части страны, в Микенах. Открыватель Трои Генрих Шлиман и здесь оказался первым исследователем и кладоискателем. Сокровищам Микен в Национальномй археологическом музее Афин посвящены отдельные витрины. Большинство находок из дворцов Кносса, Феста и Малии — центров древнейшей цивилизации Европы хранятся в Археологическом музее Ираклиона.
Тонкие золотые пластинки, служившие предметами погребения знатных особ, украшены простыми орнаментами. Использовали золотые изделия и при жизни, это древняя привычка человека. Бронзовое оружие вполне боеспособно и тоже искусно отделано. Здесь же маски и различные сосуды.
Таких витрин в музее много, количество экспонатов на некоторых проблематично для просмотра. Поэтому музейные работники так расположили экспонаты, чтобы интерес посетителей не угасал от единообразия.
Даже расстановка музейных витрин выполнена не прямолинейно, чтобы разнообразить обстановку. Объединение экспонатов в группы для выставления проведено по принадлежности к определенным культурам. Помимо Минойской и Микенской, следует упомянуть Кикландскую. Она сложилась на одноименном архипелаге, расположенном между материковой Грецией и островом Крит.
Знаменитые находки
Только в 1972 году Национальный археологический музей Афин разместил на почетном месте экспонат, извлеченный с морского дна в 1928-м году. Добытчик морских губок обнаружил несколько бронзовых статуй на месте кораблекрушения. Два фрагмента – коня и наездника объединили, найдя элементы одежды всадника на теле лошади.
Корабль был опознан как римский, датирован первым веком нашей эры. Вероятно, предназначались статуи, в том числе громадный Посейдон в экспозиции скульптур, для украшения жилища знатного вельможи или дворца правителя Рима.
Комплект скульптур тщательно исследовали, чтобы определить смысл сюжета композиции. Считается, что изображены скачки без седла, на босых ногах юного наездника – шпоры жокея. Как и в наши дни, для скачек подбирали низкорослых, легких всадников.
Ученые определили возраст мальчика примерно в 10 лет, а рост у него маловат, всего 84 сантиметра. Намеренный отбор наездника налицо. Что касается времени создания скульптуры, то специалисты называют промежуток от 200-го до 150-го века до нашей эры.
Наконец, одним из самых известных экспонатов из всего, чем располагает Национальный археологический музей Афин, признается золотая маска из Микен. Генрих Шлиман полагал, что маска принадлежит завоевателю Трои, царю Микен Агамемнону. Отдельные ученые предполагают, что возраст находки на 300 лет больше, но доказательства их небесспорны.
Лицо под маской принадлежит взрослому усопшему мужчине, но кто же определит доподлинно, Агамемнон это, либо другой человек? Достоверно лишь то, что сделана маска из чистого золота. Эпитет червонное в некоторых описаниях ошибочен, красного оттенка здесь нет. Именно красноватый цвет характерен для сплава благородного металла с десятой частью меди.
Мемориальные экспонаты
В греческих обычаях с самых древних времен сложился культ почитания усопших, при всей жестокости жизни в те времена. Древнейшее кладбище Афин – некрополь Керамикос с его роскошными надгробиями тому свидетельство. Однако на месте захоронений сейчас находятся гипсовые копии надгробных плит, оригиналы сохраняет Национальный археологический музей Афин.
Снятие оригиналов обусловлено тем, что мрамор – горная порода стойкая, но не вечная. Будучи извлеченным на земную поверхность, составляющие мрамор минералы, в основном кальцит, вступают в реакцию с кислотными соединениями. Нынешняя экологическая ситуация приводит к разрушению плит, поэтому их хранят в музее, заменив копиями из дешевого, но стойкого материала.
Греческие надгробия изготовлены зачастую на уровне произведений искусства. Сюжеты на плитах были исключительно разнообразны, изображали и покойников с их родственниками, и мифологические сцены. Могли воздвигнуть и статую отвлеченного персонажа, человека или животного.
На саркофагах и надгробиях использовали рельефные изображения различной глубины. Более плоские относительно поверхности плит называют барельефами, выступающие сильнее – горельефами. Сюжеты часто живописуют различные обряды – и свадьбы, и похороны.
Любопытная модель
Деревянная модель боевой колесницы показывает конструкцию одного из средств ведения боевых действий. Декораторы не стали восстанавливать главные детали повозки – колеса, заменив их схематическими дисками из органического стекла. Изобретение колеса считается одним из значимых достижений человека в механике, придумали его параллельно в Китае и Месопотамии.
Оснащение войск боевыми повозками известно впервые в ассирийской армии 1130-го года до нашей эры. Демонстрируемая колесница древних греков моложе, она оснащена подшипниками, изобретенными в третьем столетии до нашей эры. Подшипниковые узлы сохранились подлинные, как и декоративные детали повозки.
Экспозиция Древнего Египта
Греция и Египет не только географические соседи, страны тесно связаны историческими событиями. После трех тысячелетий самостоятельного развития Древнего Египта долина Нила была захвачена империей Александра Македонского за 300 лет до нашей эры. Вплоть до 30-го года старой эры правили здесь ставленник Искандера – Птолемей и его потомки.
При упоминании Древнего Египта первыми приходят на ум, как правило, пирамиды, фараоны и мумии. Пирамиды для музея великоваты, а вот мумии и их гробы – саркофаги Национальный археологический музей Афин посетителям демонстрирует. Один из них выставлен с поднятой крышкой, видна мумифицированная человеческая фигура. Открытых частей тела нет, все тщательно упаковано и разрисовано.
Два саркофага экспонируются в вертикальном положении – так удобнее рассматривать украшающие изделие росписи. Стилизованные изображения людей, некоторые – с птичьими головами, животных и птиц, птичьих крыльев выполнены четко, используя контрастные цвета. Египетские древности Национальный археологический музей Афин получил в дар от правительства Египта и богатых египтян греческих кровей.
Слева между двумя саркофагами видны ритуальные сосуды — канопы, куда упаковывали изъятые при бальзамировании внутренности. Здесь же статуэтка священной в Древнем Египте кошки, возможно, мумия животного, такая практика известна. Витрины содержат множество статуэток людей и тех же кошек, подобные (шабти) помещали в гробницы вместе с мумиями, как прислугу для усопших.
Кроме траурных и парадных изображений Национальный археологический музей Афин выставил и более прозаические экспонаты. Пример – глиняная статуэтка женщины, стирающей одежду в реке.
Небогатая шевелюра собрана в популярный до наших дней лисий хвост. Обилие татуировок на теле говорит о популярности этого вида украшения тел, подобным образом разрисованы некоторые спортивные звезды современности.
А вот и пирамиды
Без пирамид египетская экспозиция все же не обошлась. Гигантские сооружения, крупнейшие в древности, изображены на парадной стене, обрамляющей фигуру египетского воина. Пропорционально сложенный молодой мужчина облачен только в набедренную повязку и головной убор, оба предмета оригинального устройства.
На второй стене изложена краткая история Древнего Египта, приведена карта Нильской долины с указанием наиболее важных культурных очагов. В Нижнем Египте это Фивы, Луксор и Карнак, еще южнее Сиена (сейчас – Асуан со знаменитой плотиной) и Абу-Симбел. Верхний Египет – Мемфис, Гиза, Саис и Пелузий.
Смежное с парадной комнатой помещение представляет ювелирные достижения древних египтян. Для столь отдаленных времен изделия неимоверно совершенны и красивы. Популярны были представленные в витрине браслеты в виде обвивающей руку змеи, широкие пояса и ожерелья.
Просторный зал ювелирных украшений вмещает несколько витрин с кожухами из небьющегося стекла. Недоступные для несанкционированного вскрытия, они и расставлены таким образом, чтобы находились в поле зрения служителей хранилища.
Тщательная охрана ювелирных изделий обусловлена не только высокой стоимостью благородного металла, из которого они сделаны. Куда больше и не выражающаяся в числах историческая ценность, которую необходимо сохранить для последующих поколений людей.
Представляет Национальный археологический музей Афин египетскую письменность, одну из первых в человеческой истории. Рисованные знаки применялись в основном из числа главных семисот, хотя всего их насчитывается несколько тысяч. Расшифровать древние записи помог благодарственный текст на Розеттском камне, найденном в одноименном городке близ Александрии. Благодарность властителю Птолемею жрецы дублировали на древнегреческом языке из уважения перед его происхождением.
Письмена древних египтян вырезаны на каменных плитах, подобных приведенной на фото. Они размещались на монументах, в гробницах и в храмах. Вторым способом создания текстов были записи на листах папируса, растения из семейства осоковых высотой до 5 метров. Папирус использовали не только для изготовления свитков, из него делали циновки, обувь и одежду.
Национальный археологический музей Афин – коллекция металлов
Коллекция металлических предметов, преимущественно из бронзы, которой обладает Национальный археологический музей Афин, признана одной из ценнейших в мире. В ней представлены и орудия трудовой деятельности, и вооружение, и декоративные предметы. Древние греки владели многими способами обработки металлов, это иллюстрирует приведенный на фото фрагмент статуи.
Обломленная рука позволяет видеть, что статуя не отливалась монолитной в простую форму. Полой скульптуру изготовить сложнее, зато экономится ценное сырье и снижается вес. Литье по восковой модели применяется и в наше время, оно стало еще сложнее, чем было в античные времена.
В старину статуи делали, выполняя ряд последовательных операций. Выполняли каркас из дерева, на нем лепили внутреннюю фигуру. Высушив, ее покрывали слоем пчелиного воска, на нем статую лепили повторно и снова сушили. Далее нагреванием вытапливали воск через отверские, в полость заливали расплав бронзы. После застывания металла удаляли через отверстия материалы каркаса.
Греческая металлопластика
Надпись на витрине поясняет, что в ней представлены предметы искусства геометрического периода. Это самый ранний промежуток времени, материальные свидетельства которого представляет Национальный археологический музей Афин. Искусство на протяжении той эпохи только зарождалось, воспроизводя лишь примерные контуры изображаемого.
Схематичность и примитивизм представленных изделий ритуального и декоративного назначения очевидны. Они характерны для периода формирования художественных навыков, выявления способных к творчеству людей. Передавать рельеф и напряжение мышц, портретное сходство и формировать идеалы красоты искусство будет позднее.
Следующая витрина представляет металлопластику более поздних времен, именуемых историками архаическими. Здесь позы людей более разнообразны и естественны, различимы между собой изображаемые животные. Сохранились в основном предметы малых размеров, металл более крупных статуй безжалостно переделывался в предметы вооружения.
Уже следующая витрина демонстрирует воинское снаряжение и оружие, для изготовления которого часто применяли изделия из металла более ранних времен. Происхождение представленных здесь находок представлено надписью, прямо указывающей на святилище в Олимпии.
Верхняя часть пространства витрины занято размещенными на незаметных стойках воинскими шлемами для защиты от стрел и копий, а также мечей и кинжалов в ближнем бою. Ниже помещены сохранившиеся фрагменты доспехов и наконечники копий, металлическая заготовка для лезвия меча.
Изготовление из металла любых изделий, будь то оружие или произведения искусства, требует наличия специальных инструментов. Следующая витрина представляет инструментарий древних мастеров выплавки и обработки металлов разными способами.
Различные захваты явно предназначались для обращения с нагретыми заготовками, без них не могли работать кузнецы. Есть приспособления для изгибания металлических полос, подобия современных клещей и плоскогубцев. Достаточно сложный захват с червячной резьбой для регулировки тоже, скорее всего, предназначен для нагретых заготовок.
Экспозиция скульптурных произведений Древней Греции
Огромное количество скульптурных произведений из Греции вывезено до обретения страной независимости в XIX веке. Почти все статуи работы великих ваятелей Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя, Лисиппа, Леохора выставлены в музеях других государств. Лучшее из оставшегося сохраняет Национальный археологический музей Афин. Расположены скульптуры коллекции в хронологическом порядке их создания, лишь некоторые выставлены в других экспозициях музея.
Зал скульптур архаического периода представлен на первой фотографии раздела обзора, посвященного этой экспозиции. Все представленные образцы изготовлены из мрамора, главного материала для ваяния. Не считая мелких работ из терракоты, мрамор применялся до начала использования бронзы. Металлических статуй создавалось меньше из-за дороговизны бронзы, а сохранились и вовсе немногие по причине использования для переплавки на изготовление оружия.
Отличительной чертой всех статуй архаического периода была статичность поз изображаемых. Они как будто замерли при позировании, вытянув руки по швам, не считая обломанных. Отражать движения людей скульпторы научились позднее, в эпоху классицизма, начавшуюся с V века до нашей эры.
От архаики к классицизму
Оцепенелость архаических фигур в эпоху классицизма сменилась на запечатленное движение. В просторном зале классической скульптуры – работы различных габаритов, и все изображаемые либо жестикулируют, либо активно двигаются. Поймав и остановив момент движения, ваятели эпохи классицизма сделали великий шаг вперед в своем искусстве.
Произведения в зале расставлены по принципу доминирования центральной оси. Вдоль стен с небольшими интервалами стоят изделия поменьше, самые высокие размещены ближе к центру, на приличных расстояниях между ними.
Расположенная у правой стены на предыдущем фото статуя Минотавра, вернее — ее фрагмент, представлена отдельно. Мифическое детище быка и жены царя Миноса, которое держали в созданном Дедалом запутанном Лабиринте, изображено в момент активного движения. Священного быка, оплодотворившего жену Миноса, прислал брат Зевса, бог Посейдон.
Он же был настоящим отцом героя Тесея, наследника афинского престола. Мнимый отец, царь Эгей, бросился в море из-за ложного сигнала о смерти Тесея, отправившегося на Крит и убившего там Минотавра, освободив Афины от дани молодыми людьми для пропитания быкочеловека. Море с тех пор прозвали Эгейским. Интриган Посейдон занимает центральное место в этом зале.
Более чем 2-метровая фигура с рельефной мускулатурой, выполненная из бронзы, видна со всех концов помещения. Бог моря бросает свой трезубец в цель, но орудие утеряно. Долго разрешали ученые спор о том, Посейдона или Зевса нашли вместе с конной скульптурой мальчика на мысе Артемисион. Даже подпись к экспонату была двойной, но мнение о Посейдоне возобладало.
Египетский след
Если Минотавр – порождение чисто греческой мифологии, то следующее произведение основано на легендах египтян. Фиванский цикл греческих мифов вводит Сфинкса в круговорот событий вокруг трагической судьбы Эдипа. Существо с женской головой, туловищем льва и орлиными крыльями загадывало проходящим загадку, не отгадавших убивало.
Отгадавший загадку Эдип правил в Фивах, потеряв своих родителей. Волей судьбы он убил собственного отца и женился на матери, закончил жизненный путь нищим, лишив себя зрения. Статуя, которую демонстрирует Национальный археологический музей Афин, не столь бесстрастна, как Большой Сфинкс возле пирамиды Хефрена в Гизе. Значительные повреждения не затронули лицо с загадочным выражением.
Эпоха эллинизма
Таким термином обозначают историки промежуток времени от первых походов Александра Македонского до установления римского господства в Египте, продолжительностью в 300 лет. Культуры государств, покоренных Искандером, сочетали греческую классику с местными традициями и колоритом.
В центральной части зала внимание привлекает еще одна статуя Посейдона, на этот раз мраморная. Обнаружили ее в 1925 году на острове Минос, в современном написании Миконос, чтобы не путать с царем Крита. Статуя когда-то опиралась на трезубец, но это орудие почему-то всегда теряется.
Другая половина зала эллинистической скульптуры также содержит любопытные экспонаты. Здесь на фоне дверного проема – бронзовая статуя, названная Эфеб с острова Андикитира, но это не имя героя. Это обозначает ученика заведения, готовящего юношей к военной и гражданской службе.
Вторая статуя из бронзы, у правой стены – Марафонский юноша, поименованный по заливу, где ее обнаружили. По расслабленной правой ноге искусствоведы определяют влияние на автора школы Праксителя. Изготовление датируется IV веком до нашей эры.
Романская скульптура
С установлением господства римлян начался период взаимного влияния двух величайших европейских цивилизаций. Этот временной интервал обозначает промежуток со второй половины I века до нашей эры по IV-й век нашей эпохи и именуется романским периодом. Посвященный этому времени зал представляем на очередной фотографии.
Римская скульптура изображала чаще всего конкретных людей, добиваясь при этом портретного сходства. Не идеализировались ни старость, ни уродство. Греки же создавали обобщающие, практически идеальные образы человеческого совершенства. Под влиянием искусства Рима греки также стали больше выполнять индивидуальных портретов.
Бросающееся в глаза частое отсутствие у греческих статуй всех времен части конечностей и голов объясняется разными причинами. Руки и ноги терялись из-за их большей уязвимости, а головы удалялись в большинстве человеческими руками. Происходило это в период захвата греческих территорий турками- османами. Верования мусульман запрещали изображать лицо человека.
Из-за мусульманского фанатизма пострадали очень многие статуи, остается любоваться пластикой фигур и мастерским изображением ниспадающих тканей. Повезло тем скульптурам, которые в этот период пребывали засыпанными грунтовыми отложениями. Так было со многими древними захоронениями, поэтому так много уцелело ритуальных изображений.
Среди сохранившихся и ритуальные саркофаги, в которых хоронили выдающихся и состоятельных членов общества. Рельефные изображения на них меньше подвергались стилевым изменениям, согласно постоянству и неизбежности самого явления окончания земной жизни. Мало менялись и погребальные обряды, и атрибуты захоронений.
Среди выдающихся произведений романского периода следует отметить несколько нестандартно выставленную статую Октавиана Августа. Обожествленный при жизни император легко узнаваем по многочисленным изображениям. Естественно выглядит и поза, и складки ткани на одеянии, но главное в статуе – выразительное при всей бесстрастности лицо.
Подводные находки
Живописно оформлена экспозиция предметов, найденных на морском дне – в грунте и трюмах затопленных кораблей. Интерьер выставки искусно подсвечен цветами морских вод, украшен настенными росписями и декоративными экранами.
Сохранность извлеченных из морской пучины экспонатов сильно различается. Погруженные в грунт статуи и вазы выглядят как новенькие, а омываемые солеными водами часто значительно повреждены – частично растворены либо обезображены отложениями.
Статуэтка мифологической сирены хорошо сохранилась либо тщательно очищена реставраторами. Женщины с птичьим телом, персонажи греческой мифологии, обладали чарующими голосами. Своим пением они привлекали мореходов к подводным скалам, часто становясь виновницами кораблекрушений.
Одна из экспозиций выставки демонстрирует разнообразие морских сокровищ. Здесь и громадные сосуды, в которых хранили и перевозили оливковое масло и вино, и восхитительные скульптурные произведения.
Сохранились даже изделия из драгоценных металлов, по крайней мере некоторые из найденных, избежавшие присвоения кладоискателями. Большая часть находок поднята с затонувшего корабля римлян, найденного в конце прошлого века возле острова Андикитира, восточного соседа Крита.
Собрание ваз и другие экспонаты
Национальный археологический музей Афин обладает замечательной коллекцией керамических сосудов. Датируются изделия от XI–го до IV-го веков до нашей эры, прослеживается как эволюция форм, так и изменение характера росписей. Значителен диапазон габаритов ваз, от миниатюрных до гигантских.
Расписывали керамические вазы также в нескольких манерах, меняющихся с ходом времени. Использовался и геометрический орнамент, и рисованные изображения в черном и красном цвете фигур. Сувенирные копии древних сосудов – наиболее частые подарки, привозимые из путешествий в Грецию.
Отдельное размещение керамической коллекции подчеркивает самостоятельное значение прикладного искусства. Гончарное дело, некогда бывшее одним из ведущих ремесел, не утратило практического и художественного значения и в настоящее время.
Следующая фотография встречается во многих отзывах посетивших Национальный археологический музей Афин, но внятного пояснения к ней нет. Это либо своеобразный способ демонстрации сосудов малых форм, либо агитация за трезвый образ жизни.
В любом варианте скелеты, окруженные разбросанными бутылками, выглядят неожиданно в подобном учреждении. По крайней мере на хулиганство туристов эту комбинацию не списать, ведь небьющийся прозрачный кожух явно неразъемный.
Такая морская держава, какой является Греция, не могла не украсить древним судном Национальный археологический музей Афин. Модель парусной галеры древних мореходов провожает посетителей после осмотра экспонатов.
Этот прекрасный парусник – не произведение профессиональных художников моделистов. Сделали копию корабля студенты одного из греческих ВУЗов, взяв за основу фреску с острова Санторин, или Тира. На нем размещался один из богатых городов Минойской цивилизации, погибший в результате самого мощного извержения вулкана в истории человечества за 1500 лет до нашей эры.
Закончим на этом наш обзор, призвав читателей никогда не останавливаться в познании тайн человеческой истории. Планируя поездку в Афины, предусмотрите время для посещения музеев, в том числе Национального археологического музея Афин, — одного из самых значимых объектов греческой столицы.