Обетные храмы, построенные по данной Богу клятве, достаточно многочисленны, и венская Вотивкирхе в их числе. Возведена она в благодарность Всевышнему за неудачный исход покушения на Франца Иосифа в его молодости. Строилась чуть ли не четверть века, освящена в день серебряной свадьбы монарха-долгожителя. Средства на храм собирали всенародно по призыву его брата, эрцгерцога Максимилиана, будущего мексиканского императора. Среди венских храмов Вотивкирхе, или церковь Обета, вторая по высоте после собора Святого Стефана.
Огромный рекламный щит – вовсе не надругательство над достопримечательностью, которая просто окружена лесами реконструкции. Вотивкирхе построена из известняка и песчаника, породы склонны к повреждениям от атмосферных и техногенных факторов. Ближние планы строения рассмотрим далее, сначала определим его положение с помощью высотных фотографий Вены. Издали он виден на фото нескольких обзоров, в частности – парка Бельведер, приведем еще пару панорам воздушного фотографа.
Вотивкирхе и другие примечательные здания
Узнаваемое здание австрийского Парламента находится в 600 метрах южнее Вотивкирхе. Его задний (западный) фасад выходит на улицу Роозевельтплац, прямо к храму и выводящую. Здесь еще одно неоготическое строение, городская Ратуша Вены с несколькими высокими башнями. Дополнительный ориентир — справа на фото, это знаменитая венская Опера. Непосредственно перед церковью, за парковым массивом, — венский Университет, произведение того же архитектора, Генриха фон Ферстеля.
Все названные здания одновременно видны и на следующей фотографии, с Национальной библиотекой на переднем плане. Перед ее юго-восточным фасадом – кусочек парка Бурггартен, где установлен один из памятников Францу Иосифу. Сферические зеленые купола дворца Хофбург совсем рядом, с этого ракурса они не слишком впечатляют. Правее – колокольня церкви Святого Михаила, этот храм гораздо древнее Вотивкирхе, здесь отпевали Моцарта в 1792 году и впервые исполнили ставший впоследствии знаменитым Реквием.
Для ориентировки по заметным объектам этих фотографий более чем достаточно, чтобы опознать Вотивкирхе безошибочно – тоже. Определившись с расположением, перед детализацией – несколько слов об обетных храмах. Возводили их в благодарность за удачное завершение трагических событий, войн и эпидемий, как венскую Карлскирхе. В нашем случае храмом отмечено покушение с благоприятным исходом, противоположным было покушение на Александра II. Спас на Крови строили на месте смертельного ранения императора, меняя сложившуюся застройку.
Архитектурные особенности Вотивкирхе в Вене
Ориентировка храма противоречит общепринятой, алтарная апсида вместо восточного направления смотрит на северо-запад. Такое расположение обусловлено существующей городской планировкой, стремлением расположить главный вход на оживленной улице. Архитектурный стиль строения лучше всего представляют парные башни главного фасада, подражание французской готике. Неоготика в период закладки Вотивкирхе была на пике популярности, модны вытянутые в небеса контуры.
Парадные башни именно таковы, каждый их ярус словно ускоряется в стремлении ввысь. Завершают их шатровые пирамиды ажурной конструкции, ниже – вытянутые до невозможности оконные проемы. Более массивен и основателен нижний ярус, окна здесь вдвое шире и покороче, с фигурными переплетами. Добавляются еще и сандрики, башенки на угловых выступах, которые граничат сейчас о строительными лесами. Доступно для осмотра внешнее убранство Вотивкирхе с парадного фасада только там, где этих устройств нет.
Угол здания выполнен ломаным, что делает контур более живописным и не столь тяжеловесным. На уровне верха входной арки на вдающихся внутрь приступках размещены декоративные башенки, меж их колонн – статуи святых. Над входом Вотивкирхе выполнена арочная колоннада, также со статуями в проемах. Целый ряд специфических, характерных для неоготики архитектурных элементов представлены в оформлении входа, примечательного своим декорированием. Несколько арок убывающих размеров образуют внутреннее поле фронтона, тимпан.
Такое обрамление тимпана архитекторы именуют архивольтом, в готике они распространены, перешли и в неоготические здания. По сторонам проема дверей снова статуи на колоннах, выше их голов и расположены поименованные элементы. Восходящий касательно арок острый треугольник, щипец, тоже имеет специфическое название – вимперг, буквально – защита от ветра. Есть свои наименования у каждой архитектурной детали оформления, их лучше просто созерцать, не засоряя память.
Внутренний облик, декоративное и культовое убранство
Внутреннее пространство (наос) Вотивкирхе разделено на три нефа очень своеобразными колоннами, характерными для неоготических храмов. На фигурных основаниях по несколько тонких стволов, оканчивающихся опорными капителями островерхих арок. Нервюрный свод с четкими ребрами и плоскостями парусов тоже характерен для этого стиля. Осматриваемую церковь отличает просторный зал центрального нефа, здесь скамьями для прихожан оборудована не вся площадь.
Нестандартно ориентированная алтарная апсида изнутри необыкновенно живописна, сам же алтарь будем осматривать поближе. Обратим внимание на разнообразие конструкций оконных проемов, их переплеты и остекление. В таком варианте открытый взорам присутствующих алтарь, без привычного православного иконостаса, не менее красив. Это достигается обилием скульптур, красочными росписями и оконными витражами, заменяющими изобилие религиозной живописи православия. Много используется ажурных кованых решеток из металла, также – отличительная особенность неоготики.
С большим изяществом изготовлена ажурная центральная люстра из бронзы, сочетающая круговые решетки с подвесками. Своеобразные колеса узоров, поперечные спицы и связующие тросы образуют подобие елочной игрушки. Над арками выделяются яркие гербовые щиты, в поперечно расположенный трансепт вдается епископская кафедра с балдахином. Лесенка входа на кафедру Вотивкирхе отсюда не видна, граненое ограждение украшено бюстами святых. Она пока не пригодилась, кафедральным собором Святого Стефана церковные иерархи довольны.
Порядка сотни красочных витражей безвозвратно утрачены при военных действиях мировых войн, заменяли часто другими сюжетами. Зрительная живописность от этого не ухудшилась, особенно когда витражи освещаются солнцем, контрастируя с росписями. Два почти музейных экспоната или памятника размещены возле боковой стены, монумент с венком у подножия увековечил погибших воинов. Контуры солдат в касках не позволяют определить, какой из мировых войн он посвящен. Гигантская свеча в соседнем пролете никогда не поджигалась, говорят, она рассчитана на 100 лет горения.
Главный алтарь и его окружение
Про вид изнутри на стену апсиды уже сказано, рассмотрим окружение главного алтаря Вотивкирхе. Алтарное пространство обозначено почти символической решеткой, мраморная солея ступенями переходит к необычно просторному амвону. На нем непривычные для православных сиденья для священников или почетных посетителей, непривычная ритуальная мебель из стекла и металла. Необычно и изобилие осветительной аппаратуры, словно на эстрадной сцене или в цирковом манеже.
У правой от входа стены расположена католическая исповедальня (конфессионал), где исповедующийся и священник друг друга не видят. При этом процесс исповеди могут наблюдать остальные присутствующие, не слыша разговора. Сооружение выполнено из дерева, украшено резными деталями и художественной миниатюрой. Отсюда хорошо видно устройство скамей для прихожан, совмещенных с генуфлекториями, на которые преклоняют колени. Под стенными росписями выделяется массивный резной каменный саркофаг, его покажем подробнее.
Художественное надгробие, единственное в Вотивкирхе, напоминает об идее создания в церкви Пантеона выдающихся личностей. Почему замысел не осуществлен, нам неведомо, захоронен в храме только единственный герой Австрии. Это активный участник обороны Вены от турецкого нападения 1529 года, граф Никлас Сальм (или Зальм). Не описывая перипетий осады, упомянем успешность обороны, комендант Вены умер годом спустя от несчастного случая. Памятник воину в латах установлен на площади венской Ратуши.
Саркофаг Сальма и хоровой орган
Саркофаг украшен мастерски изваянными батальными сценами в барельефах, дополненными орнаментом и портретами. Рельефные изображения имеют разную глубину, на первом плане они более четкие, дал9ьше слегка размытые. Исторические перипетии противостояния с войском Сулеймана Великолепного известны, не углубляемся в подробности. Крышка надгробия украшена фигурой графа во весь рост, в доспехах и при оружии. Между саркофагом и алтарем установлен малый орган для сопровождения хорового пения.
Инструмент выглядит необычно, словно гигантская головка грифа от гитары, но все элементы органа присутствуют. Установлен он сразу после изготовления по специальному заказу в 1970 году. Основной, полноформатный Великий орган, звучавший здесь с 1878 года, восстанавливали после военных повреждений до 1990 года. Этот музыкальный инструмент считается одним из лучших в Европе по устройству и звуковым возможностям. Установлен он традиционным образом, над главным входом в Вотивкирхе.
Органные концерты – притягательные мероприятия храма, ради них сюда, за пределы бывшего Внутреннего города, добираются многие. Готическая архитектура намеренно заточена под органную музыку, многие здания этого стиля обладают отменной акустикой. Сочетание прекрасной передачи звука строением и уникального инструмента привлекает ведущих исполнителей, Вотивкирхе часто устраивает концерты и даже музыкальные конкурсы. Музыка звучит и во время мессы, музыканты тренируются и в другое время.
Алтари и часовни Вотивкирхе
Уже несколько раз попадал на фото главный алтарь Вотивкирхе, но описывали пока только окружение. Сейчас выбран выгодный ракурс, откуда видна в объеме его неординарная конструкция, представляющая символический храм Христа. Четыре колонны красного гранита держат балдахин над храмовым иконостасом из нескольких ярусов, но не икон, а статуй. Крестовый свод, образованный парусами павильона, очень красочно расписан. Крыша имитирует верх храма крестового строения, с четырьмя живописными фасадами.
Спаситель с ангелами размещен в башне, венчающей грандиозное строение, недаром его называют Высоким алтарем. Только в аксонометрии можно полностью понять эту нестандартную конструкцию, одну из главных достопримечательностей Вотивкирхе. Уникальный балдахин (киворий) создал скульптор Джозеф Гассер, он поистине уникален в церковных убранствах. Однако это не означает малозначительности остальных алтарей и часовен, некоторые в своем роде также единственные.
Стена благодарностей
Загадочной показалась стена с мраморными табличками благодарностей, видимо, за участие в содержании Вотивкирхе. Над австрийским гербом сказано об эрцгерцоге Максимилиане, инициаторе строительства храма. Приведен последний титул — императора Мексики, куда его направил Наполеон III и расстреляли повстанцы (это упущено). Известна запрещенная в свое время картина Эдуарда Мане – Расстрел императора, которую по силе воздействия сравнивают с Герникой великого Пабло Пикассо.
Далее в раме главная святая Латинской Америки, Дева Мария Гваделупская, копия с якобы нерукотворной иконы. Индейцы свято верили в явление Марии соплеменнику, без уговоров принимали христианство. Правее иконы — запись о пожертвовании общины ее почитателей и герб Мексики – орел на кактусе, поедающий змею. Не вполне понятно, почему в углу есть ящик для пожертвований, а проходы перекрыты цепочками. Многочисленные небольшие таблички из мрамора с крупным словом Спасибо адресованы спонсорам строительства, возможно, и реставрации.
Часовня Четок (Розария)
Расположена вдоль стены Вотивкирхе, от малого органа и саркофага Сальма в сторону главного алтаря. Посвящена одному из аксессуаров, используемых при чтении проповедей. Католические четки (Розарий) – традиционный набор больших бусин, перебираемых при чтении одноименной молитвы. Ранее в экспозиции присутствовала сильно увеличенная копия четок, тянувшаяся от постамента алтаря часовни до саркофага. Этот алтарь появился в 1986 году, как иллюстрация истории готического стиля и его появления в Вене.
Именуемый почему-то Антикварным, алтарь Часовни Четок выглядит действительно шикарно, блестит позолотой, инкрустирован самоцветами. Форма дворца еще только напоминает готические очертания, стремление ввысь лишь намечается восходящими фрагментами. Миниатюрный балдахин над Святыми вратами ассоциирует с украшением главного алтаря Вотивкирхе, скульптуры относительно крупнее. Раскраска статуй издавна присуща католицизму, заменяя иконопись, преобладающую в православии.
Часовня Креста
Угловое расположение в здании помогает сконцентрироваться на центральный образах прекрасного алтаря этой часовни. Распятый Христос, Дева Мария и апостол Иоанн изображены скульптором в узкой арке, обзор которой самими контурами направляет взгляд в небеса. Верхние контуры в уменьшенном масштабе повторяются внизу, треугольник нижнего портика словно выталкивает Спасителя к вознесению. Однотонность оформления алтаря гармонична с росписями стен, но резко контрастирует с яркостью витражей.
Позднее происхождение оконных украшений Вотивкирхе слишком заметно, но подобный недостаток временем нивелируется. Схожий сюжет на фреске словно продолжает повествование о Страстях Господних, начатое скульптурной группой. Показательны для готики и католицизма в их сочетании расписные скульптуры на высоких тонких колоннах. Только возвышенным расположением эти крупные произведения не заслоняют более мелкое главное, а дополняют алтарь. Скромные предметы мебели внизу не отвлекают, приметен музыкальный инструмент в углу.
Баптистерий Вотивкирхе
Крестильная часовня, или Баптистерий, ранее хранила ныне перемещенный саркофаг Сальма, теперь здесь только купель. Крестильная чаша покоится на постаменте восьмигранной формы, состоящем из нескольких элементов, материал которых одинаков. Называют его египетским мрамором, мраморным ониксом и даже алебастром. Последнее явно неверно, остальные имеют право на жизнь, но надо отличать от халцедонового оникса. Тот – волокнистый, ценный поделочный камень, мраморный оникс попроще.
Тем не менее волнистые узоры довольно живописны, внешний вид довольно презентабелен. Корпус и укрытие купели металлические, из бронзы с вероятной позолотой или ее имитацией, сейчас нередкой. Эмалевые вставки на гранях пирамиды и кресте добавляют привлекательности. Для колоритности Баптистерия в интерьер добавлена свеча на оригинальной опоре из темного металла, современного дизайна. Внутренний осмотр по сути безымянного храма, венской благодарственной Вотивкирхе, на этом мы завершаем.
Некоторые наружные виды Вотивкирхе
Как вы помните, львиная доля главного фасада Вотивкирхе от осмотра скрыта строительными лесами и рекламой. Однако не составляет труда пройти по территории, обойдя храм до его доступных участков. С южной стороны обозреваются верхние части парных башен центрального фасада, крутая плоскость и конек крыши. Рисунок на кровле попроще, нежели у собора Святого Стефана, геометрический ритмичный узор. Конек с оригинальной продольной решеткой перекликается с ажурными шатрами башен.
Э
Западный торец трансепта (поперечного нефа) для осмотра наиболее выгодно расположен, паутина оконных переплетов открыта. Стилизованные изображения цветочных силуэтов венчают все вытянутые элементы, подчеркивая вертикальную направленность. Далее заходим со стороны апсиды, как помните, она нетрадиционно направлена на северо-запад. Торец ее перекрытия оформлен пирамидальными треугольными секторами, соответственно конфигурации стен и внутреннего пространства.
Первый раз за время визита на глаза попала центральная башня храма, полностью укутанная лесами реставраторов. Она много ниже фасадных, ремонтные работы не очень заметны. Внизу первостепенное внимание привлекает обилие контрфорсов, разнообразных по высоте и в плане. Частокол башенок вокруг карниза апсиды кажется чрезмерно густым, возможно, из-за бокового ракурса. Не исключено, что поиски доступных для осмотра участков от архитектуры несколько отвлекают на реставрационные работы.
Однако без них Вотивкирхе не сможет долговременно демонстрировать красоту готики, термин неоготика нам кажется надуманным. Таков уж материал этого мемориального храма, что впитывает загрязнения, и очистка поверхностей неизбежна. Утешает, что после завершения цикла работ можно будет лицезреть его без нагромождения лесов и назойливых баннеров. Однако не забывайте включать Вотивкирхе в план посещения Вены, без богатых впечатлений не останетесь.
Я был в Вене. Действительно захватывающее зрелище.