Среди многочисленных достопримечательностей дворцово-паркового ансамбля Шенбрунн — музей карет императорского семейства, довольно любопытное для посещения собрание. Оборудована экспозиция в одноэтажном здании, внешне скромном, с портретом императрицы Сисси на распашной створке входа. По соседству – точка питания с фигуркой повара у входа, перед зданием зеленеющий травяной газон.
На высотной фотографии панорамы Шенбрунна, с огромной площадью и многочисленными корпусами, музей карет обозначен указателем. Среди других объектов, более известных, он не выделяется, но посетить интересно и взрослым, и детям. Это доставит удовольствие и разнообразит прогулку по императорской резиденции, с посещением зоопарка или Лабиринта, Кронпринценгартен и Оранжереи. Самые выносливые доходят и до замечательного павильона Глориетта, виднеющегося в конце длиннющего регулярного партера.
Многочисленны варианты путешествий по Шенбруннскому парку, которые могут быть не только пешеходными. Доступна конная прогулка в специализированном экипаже с кучером, крытая повозка вмещает до десятка человек. Будет, с чем сравнивать кареты династии Габсбургов, прежде всего Франца Иосифа и его очаровательной супруги. Живописен въезд к самому дальнему, западному зданию дворцового ансамбля, через крытую галерею арочного типа. Там можно передохнуть на садовых скамейках у входа в музей карет.
Такие специализированные хранилища, как венский музей карет, достаточно редки. На память приходит аналогичный в Лиссабоне, но при визите в музей азулежу туда не попали. Из хранилищ транспортных средств наиболее многочисленны автомобильные и мото-музеи, музеи военной бронетехники. Встречаются кареты в некоторых дворянских усадьбах, превращенных в музеи, например, во дворце Юсуповых в Архангельском. Будучи в Вене, надо осмотреть рассчитанные на конную тягу экипажи, разнообразные по устройству и оформлению, многие очень красочны и привлекательны.
Музей карет, помещения и экспонаты
Своих посетителей музей карет Шенбрунна встречает компактным вестибюлем, совмещающим функции билетной кассы и сувенирного магазина. Здесь же выдаются в пользование аудиогиды, делающие посещение информационно насыщенным. Сувенирных изделий предлагают огромное разнообразие, в том числе миниатюрные копии любого из экспонатов. Книги и брошюры, подарочные альбомы имеются как полиграфического исполнения, так и современных форматов, на дисках. Есть даже ювелирные изделия, не говоря о наборах открыток.
На большинстве видов сувенирной продукции можно найти изображение популярнейшей императрицы, Елизаветы Баварской. Известную как Сисси, ее австрийцы помнят и уважают не только за исключительную красоту. В народе ее почитают как страдалицу, на уровне святой, хотя и не канонизированной. Причиной тому утрата сына, застрелившегося в охотничьем домике на пару с любовницей, и собственная судьба. Сисси погибла от заточки террориста из анархистов, находясь на лечении в Швейцарии. Музей карет хранит и ее траурный экипаж.
Некоторые экспонаты музейной коллекции
Музей карет императорской резиденции демонстрирует колесные экипажи, заставшие появление авто с двигателем внутреннего сгорания. Первые повозки на колесах появились, когда древний неизвестный изобретатель укрепил на оси два гончарных круга. Оставалось догадаться приделать два моста к платформе, тащить самим или запрягать животных. Прогресс не останавливался, колеса совершенствовались, придумали устройства амортизации. Императорские экипажи отличались элегантностью и богатством отделки.
Карета с австрийским гербом и расшитой накидкой на кучерском сиденье оборудована многими техническими устройствами. Здесь и захват для крепления лошадиной упряжи, и рессоры из металлических пластин для мягкости хода. Колеса уже со спицами, ободья отделаны резиной, осевые втулки снабжены подшипниками.
Следующий экспонат музея карет отличается умеренным остеклением, чем-то напоминает бронированные автомобили недалекого будущего. Здесь лучше просматривается устройство самой платформы, на которой крепятся колесные мосты и гондола для пассажиров. Место для кучера декорировано накидкой с эмблемой хозяина кареты.
На представленной модификации диаметр задних колес заметно превосходит передние, этим достигалась повышенная комфортность для пассажиров. Причудливо изогнутая хребтовая балка, к которой ремнями крепится гондола, помогает рессорам амортизировать неровности дороги. Гондола, или пассажирский салон, украшена императорским гербом и узорными орнаментами. Позолоченные дверная ручка и наружный запор, украшения на поручнях демонстрируют высокий статус перевозимых важных персон.
Экипажи, словно сувенирные изделия
Следующие экспонаты музея карет выполнены настолько искусно, что декоративным оформлением отвлекают от рассмотрения конструктивных особенностей. Между тем колесный экипаж на одного седока и кучера особого удобства обоим не предоставляет. Не видно ни рессор, ни иных амортизирующих устройств, которые смягчили бы дорожные неровности. Возможно, повозка предназначена для небольших по протяженности путешествий, либо занятия охотой. Показная декоративность этой повозки сначала завораживает, затем порождает вопросы о целесообразности.
Не исключено также, что вычурная повозка предназначалась для перевозки ребенка в пределах дворцовой территории. Тогда объяснимы и изящество украшения, и отсутствие внимания к амортизационным приспособлениям. Это же можно отнести к миниатюрным одноместным саночкам, выставленным по соседству. На них даже кучерского места не предусмотрено, скорее всего, запрягали в сани низкорослых медлительных пони или даже овечек. Резьба по дереву на них просто уникальна, кажется несовместимой с практическим применением.
Некоторым запомнились гораздо более древние сани, представленные в экспозиции Передних ворот Государева двора в Коломенском. Они практически без украшений, выглядят гораздо солиднее, монументальнее. Видно, что на трассе они были устойчивы, в эксплуатации на любой дороге — долговечны. Те, что демонстрирует музей карет, не имеют никаких поперечных связей, конструкция вызывает сомнения в прочности. Однако непревзойденный дизайн делает саночки одним из самых заметных экспонатов. Они, как и предыдущая повозка, могли быть и женской принадлежностью.
Разнообразие экспозиции и ее жемчужина
Основную часть экспонатов музей карет Шенбрунна разместил линейным способом, как расставляют автомобили в больших собраниях. Угадать предназначение большинства из них позволяет внешний облик, особенности оформления в первую очередь. Экипажи постоянного повседневного использования не декорируют так, как предназначенные для торжественных выездов коронованных особ. Среди колесных повозок неожиданно увидеть паланкин, носилки типа транспортного средства китайских императоров.
Только это вполне европейское изделие — портшез, именно в Вене они широко использовались. Переноской в портшезах пользовались высокопоставленные аристократки, чтобы не марать парадную обувь. Возможно даже, что эту кабинку с ручками как-то закрепляли на каретном шасси. От слишком пристального внимания музей карет оградил образцы почти символически, тонким тросиком на небольшой высоте. Однако приблизившихся предупредит красная лампа на ближайшей черной стойке, где размещен сигнальный фотоэлемент.
В дальнем конце крайнего слева ряда экипажей музей карет поместил выделяющуюся высотой, короной наверху и черным цветом повозку. При ближайшем рассмотрении окажется, что вместо пассажирской гондолы там приспособлен гроб. Этот траурный экипаж вез из Швейцарии труп Сисси после злодейского убийства. Вызывает ассоциации с траурным поездом Ленина, что в музее Московской железной дороги. Но представляет музей карет и другой экипаж, свадебный. Он выставлен вместе с запряженными лошадиными манекенами, имитируя поворот на дороге.
Это и есть анонсированная заголовком жемчужина императорской коллекции, напоминающая о молодости печальной героини. Повозка поистине драгоценна, не только позолотой, а еще и живописными росписями, якобы выполненными великим Рубенсом. Интересно, но не удалось узнать, для кого великий живописец выполнил работу подмастерья. Явно не для императорской четы, Рубенс умер за 200 лет до этой свадьбы. Но как хороша эта карета, удивительно хороша, и прекрасно смотрится даже с конскими муляжами.
Снова – музей карет снаружи
Экспозиция представлена достаточно бегло, внимательному посетителю венский музей карет покажет намного больше. Экипажи детские и женские, охотничьи и даже один с двигателем внутреннего сгорания, из числа первых автомашин. Это и афишные тумбы с извещениями об описанном трагическом происшествии с императрицей, и живописные полотна. Из картин демонстрируются лошадиные портреты и батальные сцены с кавалерией. Сисси сама была умелой наездницей, выставлены ее костюмы для верховой езды.
Популярная правительница словно сопровождала весь ознакомительный визит в музей карет, теперь прощается у выхода. Без ее изображения на каком-либо сувенире, хоть магните для холодильника, отсюда мало кто уходит. Популярны и изображения карет, от тех же магнитов до миниатюрных макетов. Это факт, а не реклама австрийской сувенирной продукции, она и так активно продается. Самое главное, чтобы вы не забыли среди просторов Шенбрунна, что существует здесь интересный музей карет.