Бывший царский замок Греми в Кахетии – единственное уцелевшее строение некогда столичного одноименного города XVI века. Признается одной из знаковых достопримечательностей Грузии, несмотря на относительную молодость. Церковь цитадели, оставшись действующей, сохраняет без реставрации старинные росписи, поврежденные мусульманами.
Благодаря возвышенному расположению, замок Греми заметен из многих точек Алазанской долины. По прямой от него до Тбилиси всего 80 километров, но спидометр авто отсчитает вдвое больше. Голубые граненые пирамиды куполов с крестами на двух башнях, невысокие стены более характерны для храмов. Таковым на самом деле замок Греми и является, название унаследовано от утраченного здания. Он стоит вблизи автотрассы, имеется стоянка, до входа добираются по извилистой лесенке.
Осматриваем замок Греми со всех сторон
Более высокое строение – храм архангелов Михаила и Гавриила, обычной крестово-купольной конструкции. Все фасады примерно одинаковы, в том числе показанный на фото восточный, апсиды как таковой нет. Декорировано здание тем же кирпичом, из которого построено, арками во всю высоту, крестами и изображениями, похожими на колокола. Граненый барабан тоже с арками, в них узенькие световые проемы. Во второй башне, с колокольней, прежде были жилые помещения. Сейчас там подобие музейной экспозиции, на удивление бедной экспонатами.
Растительностью замок Греми окружен только с западной и северной сторон, оттуда он выглядит наиболее живописно. С юга и востока более пустынно, но вход не напрямую от дороги, а с северо-западного угла ограждения. Там оно выглядит посерьезнее, не простой монастырской оградой, а настоящей крепостной стеной. Вход на территорию – между двумя башнями, привлекающими внимание необычной кладкой. Чередующимися слоями использованы то каменные блоки, то глиняный кирпич, причем уложенный по-разному.
Видны горизонтальные ряды обычной кладки, некоторые пояса выложены поставленными на ребро кирпичами. Не совсем обычными выглядят наклонные ряды, образующие узор елочка. Верхние участки, можно сказать, слеплены из кладочного раствора с эпизодическими вкраплениями бесформенных камней. Стена ограждения выложена одними камнями, без кирпичей, такого изобилия раствора уже не наблюдается. Тем не менее уже пятое столетие стоит замок Греми, и разрушение ему не грозит.
Виды строений внутри ограждающих стен
Южной стороной замок Греми представляет бывшую жилую башню, необычную по своей конфигурации. Она как ствол дерева, начинающийся объемистым пнем и утончающийся кверху. Просматривается, судя по оконным проемам, как минимум три яруса, уточнять нужно при посещении. Восточная колонна завершается крытым балконом с решетками в проемах. Кладка по высоте тоже разнородна, почти половина из каменных блоков, затем с вкраплениями кирпичей, верх кирпичный полностью.
Храм архангелов здесь на втором плане, между двумя башнями – приземистое строение с полукруглым выступом. Каменная стена обросла мхом, подчеркивающим древность постройки. Странная трибуна, которой оборудован замок Греми, явно имеет внутренний выход. К ней примыкает крытый переход из храма в башню, над которым виден деревянный балкон. Алтарная апсида от других фасадов отличается только отсутствием входа, обычный в православии закругленный выступ отсутствует.
В былые времена замок Греми окружал оживленный городской центр, уничтоженный персами. Воинство шаха Аббаса стерло с лица земли все строения, не затронув снаружи культового сооружения. Однако военные действия, сопровождаемые разрушениями, не прошли бесследно и для храмовых сооружений. Реставраторы заделали пробоины, не маскируя пятна штукатурки под кирпич, чтобы сохранить вид для истории. Оставлять дыры в работающей церкви тем более недопустимо, поэтому вид таков.
Музейная экспозиция, архитектура башни и наружные виды
Меньше столетия после постройки Леваном Кахетинским в середине XVI века замок Греми был царским. Храм стал местом захоронения своего основателя, умершего в 1574 году. После разрушения города персами в 1615-м столицу перенесли в Телави, в 1762-м Кахетия утратила независимость. Непостижимым образом в круговерти исторических событий сохранились некоторые вещи кахетинских царей. Они составляют основу музейной экспозиции в бывшем царском жилище, южной башне с колокольней.
За предохранительной цепочкой в углу одного из помещений – царская мантия на безголовом манекене. Над одеянием укреплена и корона Кахетии, о подлинности которой спросить не у кого. Арочные стенные ниши, оборудованные деревянными подоконниками, хранят раскрытые книги, какие-то небольшие сосуды и непонятные предметы. Несколько экспонатов находятся в смежной комнате, видимой через проем. Приблизившиеся посетители рассматривают помятый сосуд типа туристического котелка, подвешенный на крючок.
Копоть на своде кирпичной ниши демонстрирует, что именно здесь разводился костер. Закоптить сам котелок почему-то забыли, или не посчитали нужным. Утварь явно не с царского стола, возможно, имитируется пост охраняющих замок Греми стражников. Рядом с очередной раскрытой книгой – более интересные экспонаты. Неизвестно кому принадлежавшие воинские доспехи и конская упряжь демонстрируют грузинские ремесла металлистов и кожевенников. Кольчуга из металлических колец и шлем с таким же обрамлением похожи на одеяния русских ратников.
Седло для верховой езды и плетка водружены на кучу кожаных ремней с металлическими украшениями. Разобраться во всей этой амуниции способны только занимающиеся конным спортом. Кавалеристов сейчас в армии и полиции немного, поблизости подобных специалистов не оказалось. Поскольку слава грузин как умелых наездников общепризнана, обойтись без подобных образцов экспозиция не могла. Посмотрели и приняли к сведению, разбираться в тонкостях упряжи и амуниции не стали.
Царю – удобства, подданным – орудия труда
Справлять нужду правители Кахетии во двор не ходили, замок Греми оборудован примитивным сортиром. Похожее на трон каменное изделие только дырой раскрывает свое предназначение. Однако канализировать испражнения явно никто не собирался, отверстие выходило во двор, как в ранних европейских крепостях. Красивые металлические емкости размещены рядом с отхожим местом, их предназначение оставим без комментариев. Непонятным осталось размещение запора на наружной поверхности дверного полотна, а не внутри.
Недостатком экспонатов царского обихода, видимо, объясняется присутствие в покоях орудий крестьянского труда. Причем в основном это практически рухлядь, непонятно из чего сделанная и предназначенная, плуг вполне современный. Впрочем, никаких указаний ни на древность, ни на подлинность экспонатов замок Греми не разместил. Поэтому приходится рассматривать выставленное, не особо вдаваясь в неизведанные подробности. Не исключен вариант, что такой выставочный метод должен побудить к самообразованию.
Интересна внутренняя архитектура здания, особенно конструкция межэтажных перекрытий. На них обращают внимание, когда через огражденный круглый проем видят сверху тот же плуг. Причем если устройство кольца из клиновых камней на растворе понятно, то на чем держится слой брусчатки – пока нет. Остается признать собственную невнимательность при осмотре объекта этажом ниже. Следовало не только под ноги и на экспонаты смотреть, на устройство здания тоже обращать внимание.
Обустраивать подобным образом отверстие в перекрытии приходится только в напряженных конструкциях, типа куполов соборов или сводов металлургических печей. Там тяжесть каждого кирпича передается следующим, так по цепочке до опорной пяты или колонны. Однако этот вывод сделает не каждый, отрасли строительства и металлургии довольно специфичны. Поэтому в общем случае приходится спускаться обратно, на этаж ниже. Там должна наступить визуально понятная реальность, так и поступаем.
Разгадка перекрытия, предсказанная заранее
Сразу после перемещения этажом ниже первоначальная догадка становится видимой и понятной реальностью. Именно свод перекрытия над головой, девушки сверху видят нас, как мы до этого – плуг. В гражданских зданиях такие конструкции практически не встречаются, видимо, строили замок Греми специалисты по храмам. Поэтому несколько необычен наружный облик жилой башни/колокольни, широкой внизу. Расходящиеся книзу стволы играют роль контрфорсов, принимая на себя нагрузку от свода.
Снова поднявшись выше, убеждаемся, что вниз ходить было вовсе не обязательно. Надо было не только рассматривать нижние экспонаты, но и заглянуть в отверстие под углом. Там отчетливо видны кольцевые слои кирпичей свода, все понятно сверху. Однако такое техническое решение с выходом на горизонтальную верхнюю поверхность очень затратно по материалам. Ведь все пазухи между плоскостью и кривой поверхностью закладываются кирпичом. Здесь же обращаем внимание на непрозрачное остекление, оно слюдяное.
Вспоминается домик Петра I в Санкт-Петербурге, где из-за хрупкости слюдяные пластины заменили на мутное стекло. Вероятнее всего, здесь поступили аналогичным образом. Окна совершенно непрозрачные, хотя свет проходит, похоже на матовое остекление. Потолок верхнего яруса осматриваем в ожидании новых сюрпризов, но их нет. Обычный цилиндрический свод из кирпичных арок, типичный для помещений с неширокими пролетами. Находим открытый оконный проем, чтобы осмотреть окрестности.
Окрестности из восточного окна башни
Северо-восточный сектор территории, окружающей замок Греми, просматривается всего на пару километров. Дальше начинаются отроги Большого Кавказа, окаймляющие Алазанскую долину. Уходящая к северу дорога проходит через деревушку Греми, образовавшуюся позже замка. Придумывать новое наименование не стали, позаимствовав у бывшей царской резиденции. Ближе к ней виден придорожный карман, предусмотрительно устроенный для туристического транспорта. Стоянка не пустует, даже большой автобус припарковался.
Пристроившись на нижнем обрезе оконного проема, можно сфотографировать восточное подножие строений. Непонятная при боковом обозрении закругленная трибуна отсюда отлично видна, это огражденный выступ неясного назначения. Не туристам же готовили обзорную площадку, видимо, в замок Греми приходили не только молиться. То ли проповеди с нее произносились, то ли царь здесь общался с подданными. Поодаль еще площадка, уже прямоугольная, она вообще у ограждающей стены.
Как место перекуров в осмотре место вполне подошло, для чего бы не предназначалось строителями. Здесь же фотографируются на память, хотя замок Греми имеет и гораздо более живописные ракурсы. Из окна можно рассмотреть черепичную кровлю более низких построек самого храма и соединительной галереи. Перед переходом в храм архангелов осматриваем некоторые элементы устройства царской башни. Рассказывают, что именно одной из здешних лестниц посвятил стих поэт Заболоцкий.
Строительные материалы и устройство башни
Пустынный коридор верхнего яруса царской башни позволяет обстоятельно рассмотреть детали. Старинный грузинский кирпич отличается от современного стандарта, он несколько тоньше. Однако приравнивать к греческой плинфе нельзя, эти совсем древние обожженные изделия сохранились в афинских библиотеках – Адриана и Пантаинос. Кладочные работы выполнены с большим расходом раствора, соответственно с экономией кирпича. Видимо, не хуже римского был грузинский цемент, стойкость превосходная.
В выполнении арочного проема проявляется персидское (теперь говорят – иранское) влияние. Они заострены в верхней точке дуги, на месте замкового камня. Оконные проемы почему-то арками не оформлены, использованы деревянные перемычки. В цилиндрический свод зачем-то заделано поперечное бревно. Предположительно оно служило для подъема тяжелых предметов на верхние ярусы башни. Так могли доставляться орудийные стволы, не установленные заранее, когда возводили замок Греми.
Лестницу, неодобрительно упомянутую известным в советскую эпоху поэтом, многие пытливые туристы находят. Проходить действительно неудобно, поэтому считать ступени большинство быстро прекращает. Заболоцкий описывал сто ступеней, для красоты рифмы либо лично пересчитав, – неизвестно. Еще остается неизвестным, возможно ли по подземному ходу добраться до реки либо он перекрыт. Возможность выхода к текущей южнее Инцобе строителями была предусмотрена.
Храм архангелов Михаила и Гавриила
Вход в храм оформлен аркой, аналогичной увиденной внутри башни-колокольни. Дверные створки – настоящее произведение искусства резьбы по дереву. Ритмичный растительный орнамент с кистями винограда выполнен филигранно, на древнюю старину не похоже. Как и весь замок Греми, церковное здание носит следы персидских разрушений. На выступе фасада укреплена памятная металлическая плита. Редкий случай, когда грузинский текст дублирован на русском языке, обычно используется английский.
Уже упоминалось, что храм действующий, молебны в честь святой великомученицы Кетеван совершаются ежедневно. Легендарная царица именно отсюда правила Кахетией, прославилась попыткой предотвратить персидское вторжение. Наивная женщина добровольно отправилась к шаху Аббасу с дарами, была схвачена и заточена. Десять лет ее истязали, пытаясь обратить в мусульманскую веру, затем казнили и сожгли тело. После гибели в 1624 году, когда замок Греми уже был разграблен, ее сразу канонизировали.
Алтарь и храмовые росписи
Внутри Архангельский храм выглядит необычно, буквально все поверхности стен и столпы были ранее сплошь расписаны. Реставрации они не подвергались, обновлена только алтарная преграда и культовые аксессуары. Иконостас по грузинской традиции невысокий, предельно лаконичный, как в бывшей резиденции католикоса, Светицховели. Исключительно затейливой выглядит люстра в алтарном пространстве, украшенная бронзовыми виноградными лианами. Весь антураж в целом соответствует принятым в православии канонам.
Значительные повреждения стенных росписей объясняются не только воздействием времени и природных факторов. Персидское вторжение оставило такие же следы, как османское – в соборе Святой Софии в Константинополе, ныне Стамбуле. Ислам, как известно, запрещает изображать в храмах (мечетях) лица людей. Мусульмане распространяют свои обычаи и на храмы иных верований, срубая физиономии, невзирая на святость и божественность. Саблями они доставали до высоты поднятой руки всадника, копьями еще выше.
Хорошо хотя бы то, что замок Греми не утратил свою бесценную реликвию. Могила царя Левана Кахетинского не была никак обозначена, возможно, потому и уцелела. Сейчас на стене – его современное изображение, перед образом подвешена лампада. Среди фресок можно попытаться отыскать и его изображение, отличить можно по макету храма в руках. Искать по внешнему физиономическому сходству бесполезно, все лица вырублены саблями либо истыканы копьями, опознание невозможно.
Поиски изображения царя Левана
Дело в том, что миниатюрные храмы иконописцы обычно изображают в руках их основателей. Этому признаку соответствуют несколько фресок, как тут разобраться без специалиста? Читать по-грузински сложнее, чем китайские иероглифы, лицо неузнаваемо, не так все просто получается. Несколько в туристическом плане замок Греми недоработан, хотя сохранение исторически сложившегося вида имеет свою ценность. Остается надеяться на отклики читателей обзора, сведущих в грузинской грамоте.
На одном из столпов, похоже, искомое изображение обнаруживается, под подписанном на старославянском образом архангела Гавриила. Мужской образ на круглой части колонны соответствует описанию, хотя лицо разрушено. Убеждает в этом не только макет храма в руках, но и надпись. Интуитивно чувствуется, что буквы слева от нимба означают царь, это и есть скорее всего Леван Кахетинский. Еще раз обращаемся к нашим читателям с просьбой подтвердить либо опровергнуть наши выводы.
Идентификация образа древнего правителя Кахетии не являлась главной целью нашего посещения, просто задачка заинтересовала. Открыл ли замок Греми один из своих секретов или это не так, пока неизвестно. Удовлетворенные результатами поисков, выходим на свежий воздух во внутренний дворик, где замок Греми приготовил еще сюрприз. Упущено сообщение о том, что храм архангелов Михаила и Гавриила был еще и церковью монастыря. Монастырское виноделие в Грузии появилось в древности, здесь тоже практиковалось.
Следы виноделия, обзор окрестностей и снова замок Греми
Погребом для брожения (марани) в монастыре служил внутренний двор, вернее, вкопанные в землю чаны – квеври. Устанавливались эти емкости один раз и использовались многими поколениями. Гораздо подробнее, причем в работоспособном состоянии, это хозяйство представлено в винном музее Нумиси. Расположено это сельхозпредприятие в 25 километрах южнее, в селе Велисцихе. Замок Греми демонстрирует марани заброшенным, о планах восстановления ничего не слышно.
Прекрасные виды Алазанской долины, именуемой иногда Кахетинской равниной, открываются от стен замка Греми. Это основная территория выращивания винограда в Грузии, частично в Азербайджане. Поля, селения и виноградники занимают узкую, до 40 километров, полосу ровной местности. Долина тянется вдоль южного склона Большого Кавказского хребта протяженностью более 200 километров. Совсем небольшой населенный пункт виден на переднем плане, однако по русским меркам это село. Отличие от деревни – собственный храм.
Фотографировать от стен замка Греми можно во все стороны, везде отличные панорамы. Сам он не менее фотогеничен, чем ландшафты Алазанской долины, поэтому украшает буклеты и открытки. Летние фотосессии здесь особенно популярны, не менее красочны – поры весеннего цветения. Осенние краски хотя и навевают грусть, но наиболее яркие и сочные. Поэтому все наши фотографии – только ориентир для собственного творчества наших читателей. Нынешняя легкость запечатления объектов несравнима с ранней фотографией.
Фотография с южной стороны завершает иллюстративную часть нашего обзора. Добавить про замок Греми более нечего, предлагаем самим оценить его привлекательность для вашего путешествия. Сохранился он, несмотря на ущерб, не хуже столичной крепости Нарикала, а аджарскую крепость Гонио уверенно превосходит. Отличный объект для туризма, на наш взгляд, легко доступный и живописный, настоящая жемчужина хранящейся здесь кахетинской короны.