Немного можно найти сейчас действующих деревянных церквей, храм Святителя Николая в Измайлово почти уникален. Не будем обсуждать соседство с торгово – развлекательным комплексом, загроможденным к тому же ярко раскрашенными строениями. Возврат к народной архитектура прошлого любопытен сам по себе, результат получен достойный. Неподобающее окружение, не лучшее расположение не принижают храм Святителя Николая в Измайлово.
Стройным контуром, устремленными вверх элементами храм Святителя Николая в Измайлово не копирует более ранние строения. Он одновременно оригинален и типичен, синтезируя в своем облике черты религиозных зданий деревянного зодчества. Значимым его отличием является высокое, не меньше человеческого роста, основание из камня. Это не только разумно с точки зрения пожарной безопасности, но и живописно. Заслуживают упоминания образцы старинных домов и церквей из дерева, сохраненные для потомков.
Храм Святителя Николая в Измайлово, предшественники и окружение
Старейшим из таких собраний является Спасский погост на онежском острове Кижи в Карелии. Коллекции зданий из дерева есть в музее-заповеднике Коломенское, в музее Витославлицы близ Иверского монастыря (Валдай). Реальные древности собраны и в Коломенской слободе одноименного старинного города. Деревянные строения воссоздаются в разном масштабе. Малые модели демонстрирует музей леса, побольше — этнографический центр Моя Россия в Сочи. Однако гораздо привлекательнее деревянное зодчество в натуральную величину.
Это признано не только у нас, деревянные строения коллекционируют во многих странах. На Украине это замок в Батурине, в Швеции – музей Скансен, грандиозный Запретный город и другие объекты – в Китае. Однако не припоминается действующего культового здания из дерева, каков храм Святителя Николая в Измайлово. Высотная фотография демонстрирует его расположение в культурном центре, построенном на берегу бывшего царского пруда. Меньше километра отсюда по прямой до древнего Покровского собора на Серебряном острове.
Окружение и описание
Развлекательный комплекс Русское подворье в Измайлово, созданный одноименной частной фирмой, состоит из двух частей. На запад обращен расписной Измайловский кремль, терема с фигурными, разнообразно окрашенными крышами. Восточная часть территории застроена строениями из дерева, контрастирующими с балаганным многоцветием. Храм Святителя Николая в Измайлово окружает деревянная крепостная галерея со сторожевыми башнями, посередине небольшой прудик. За крепостной стеной ансамбль окружен автостоянками, незаконченными стройками.
Своеобразный комплекс зданий под старину отдаленно напоминает восстановленный дворец царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Каждый терем, особняк или палаты отличаются от других архитектурно и зрительно, составляющими формами и раскраской. Пышные гербы, изящные флюгеры на шпилях словно меркнут в соседстве с простым деревянным крестом. Храм Святителя Николая в Измайлово, разительно отличаясь от ярмарочной яркости, отчасти ее компенсирует своей выразительностью.
Иногда целесообразно приводить в обзорах достопримечательностей их официальные описания, как сделано на некоторых объектах Коломенского. Имеет такое и храм Святителя Николая в Измайлово, причем богато иллюстрированное. Текст достаточно лаконичен, предельно понятен и содержит только очевидные факты. Фотографиями показаны некоторые моменты существования, чаще праздничные и торжественные. Посещение самим патриархом Кириллом красноречиво свидетельствует об уровне поддержки по сути коммерческого начинания.
Почетен факт приписки к самому Даниловскому монастырю, духовному и административному центру российского православия. Подчиненность резиденции Синода и других значимых отделов церковного управления – статус редкий, даже выдающийся. Какими заслугами храм Святителя Николая в Измайлово заработал такое высокое положение, — не тема статьи. Из информации следует, что службы здесь достаточно редки, формы общения с прихожанами традиционны. То есть в основном это туристический объект.
Архитектура деревянного храма
Декоративные элементы в виде каскадов крыш типа Бочка почти скрывают основные конструкции здания. По сути храм Святителя Николая в Измайлово – очень высокий, квадратный в плане бревенчатый сруб. Выше выставлен восьмерик с ярусом звонницы и шатровой крышей, на самом верху – купол с крестом. Карнизные планки кровель выкрашены в белый цвет, так они заметнее выделяются изгибами форм. Другое отличие выполнили атмосферные осадки, дощечки вне мест их попадания заметно светлее намокавших.
Парадный вход в храм Святителя Николая в Измайлово оформлен лестничным крыльцом с навесом. Венчает эту пристройку перекрестие двух бочек с малым куполом на нем, передний торец украшен иконой. Чудотворец выполнен современным иконописцем, образ заключен в герметичную защитную оболочку. При значительном приближении видны некоторые дефекты декоративных элементов. Кое-где есть расслоения покрытия, видимо, строители частично использовали фанеру, чтобы не изгибать доски. Однако недостатки не критичны и устранимы.
Обзор не имеет целью поиск недостатков и критику, это противоречит концепции ресурса. Однако храм Святителя Николая в Измайлово выполнен далеко не идеально, замалчивать – тоже не наш стиль. Просто чувствуется во многих деталях современная обработка материалов, использованных при строительстве. Широко использованы металлические гвозди, которые в стародавнем деревянном зодчестве не применялись принципиально. Определенно сказывалась в качестве и тщательности работы и явная спешка строительства.
Элементы современного храма под старину
Храмовое крыльцо состоит из трех лестниц с собственными навесами, сходящихся к главному входу. Карнизные планки навесов украшены незатейливой резьбой, явно станочной работы. Иначе выглядят фигурные опорные колонны, поддерживающие укрытие, они наверняка ручной работы. Но такие стойки использованы только в верхнем строении, ниже навес опирается на простые брусья. Особой торжественностью вход в храм Святителя Николая в Измайлово не отличается, цели такой не преследовалось.
Просторная крытая галерея вокруг квадратного сруба была видна еще на заглавной фотографии. Некоторые отклики называют конструкцию характерной для жилых особняков, но они и в религиозных зданиях присутствуют. Примером может служить шатровый Вознесенский храм в Коломенском, самое высокое строение музея-заповедника. Там примерно такое же устройство галереи, но каменное, только потолки отделаны деревом. Своим расположением храм Святителя Николая в Измайлово не обеспечивает таких видов, как с тамошней галереи.
Ничем иным, как поспешностью строительства, не объяснить некоторые упрощения в наружном оформлении сооружения. Никогда старинными предшественниками не применялась сплошная зашивка под перилами, устраивались обычно балюстрады из балясин. Ручная резьба всех элементов разительно отличается от выполненной на станке, поточным методом. Но храм Святителя Николая в Измайлово и не претендует на буквальное соответствие старине. Как составляющая развлекательного комплекса он всех устраивает.
Храм Святителя Николая в Измайлово внутри и со стороны
Во внутреннем облике храм Святителя Николая в Измайлово выполнен в полном соответствии с православными канонами. Алтарная преграда в виде иконостаса из трех ярусов икон вполне традиционна, образа написаны вручную. Подсвечники перед иконостасом уникальной работы, довольно крупные ажурные металлические цилиндры. Титульная икона – на резном деревянном аналое, кроме осветительных приборов, вообще всё деревянное. В боковой нише видна икона канонизированного адмирала Ушакова.

Образ флотоводца заинтересовал, поскольку такую же фамилию носит человек, основавший храм Святителя Николая в Измайлово. Александр Федорович Ушаков одновременно — руководитель развлекательного центра, активный и успешный предприниматель. Но моряков в его родословной не числится, своим предком он считает легендарного иконописца Симона Ушакова. Рассказывают, что деревянную церковь Александр Ушаков увидел во сне, зарисовал и положил в основу проекта. Не проверишь, но выглядит красиво, и родство косвенно подтверждает.
Вид с башни, восточная стена храма
Со сторожевой башни хорошо виден храм Святителя Николая в Измайлово, его восточная стена от основания. Как и положено, алтарная апсида прерывает галерею, соединяющую северную и южную стороны. Конфигурация апсиды непривычна, но никаких религиозных правил и обычаев не нарушает. С этой точки видно, что и конструкция восьмерика не вполне рядовая, верхние венцы выступают наружу. Таким приемом пользовались еще древние строители, так кровля защищает от осадков большую часть стен.
Наглядно отличаются намокающие части строения от укрытых от осадков, они значительно темнее. Немногим более десятилетия простоял храм Святителя Николая в Измайлово, изменения облика только начинаются. Хочется пожелать ему настоящей стойкости народных строений, долгих лет колокольного перезвона — посетителям. Звонница с выбранного ракурса видна без подробностей, но на сторожевой башне установлены свои колокола. Их можно рассмотреть во всех подробностях, хотя это и не старинные изделия.
Немного двойственное впечатление, оставшееся от визита в храм Святителя Николая в Измайлово, не означает его критики. Из всего разнообразия сооружений развлекательного комплекса он вызывает интерес и пристальное внимание. Не обходите при посещении храм Святителя Николая, в Измайлово нет более достойного религиозного объекта современной постройки.